Формальное образование педагогов. Организационные формы обучения в рамках неформального образования педагогических работников в условиях образовательной организации

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ройтблат Ольга Владимировна. Развитие теории неформального образования в системе повышения квалификации педагогических работников: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Ройтблат Ольга Владимировна;[Место защиты: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России].- Санкт-Петербург, 2015.- 425 с.

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты неформального образования педагогических работников

1.1. Тенденции и факторы, формирующие систему дополнительного профессионального образования педагогических работников в современных условиях

1.2. Теоретические представления о понятийном пространстве неформального образования педагогических работников в научных исследованиях

1.3. Теоретические аспекты рассмотрения неформального образования педагогических работников в представлениях зарубежных авторов

1.4. Сравнение формального и неформального образования педагогических работников в системе повышения квалификации

Выводы по первой главе 128

ГЛАВА II. Методологические вопросы развития теоретических представлений о феномене «неформальное образование педагогических работников»

2.1. Методологические подходы в обосновании содержания понятия «неформальное образование педагогических работников»

2.2. Методологические вопросы в основе развития теоретических представлений о феномене «неформальное образование педагогических работников» на основе философско-антропологической теории общения

2.3. Дидактические аспекты неформального образования педагогических работников в системе повышения квалификации

2.4. Включение неформального образования педагогических работников в систему повышения квалификации

Выводы по второй главе 214

ГЛАВА III. Интерпретация результатов педагогического эксперимента, направленного на определение места неформального образования педагогических работников в системе повышения квалификации

3.1. Аналитические данные об организации повышения квалификации в организациях дополнительного профессионального образования

3.2. Интерпретация данных опроса мнений респондентов на предмет отношения к неформальному образованию педагогических работников в системе повышения квалификации

3.3. Интерпретация результатов созидательного этапа педагогического эксперимента по включению неформального образования педагогических работников в формальное образование

Выводы по третьей главе 291

Заключение 293

Библиографический список

Теоретические представления о понятийном пространстве неформального образования педагогических работников в научных исследованиях

Сравнение формального и неформального образования рассматривается как один изпутей конструирования определения термина «неформального образования» в научной литературе. При принятии концепции непрерывного образования, где основополагающим был заложен принцип «обучение в течение всей жизни», начали рассматриваться три вида образования – формальное, неформальное, информальное. Рассмотрение этих понятий проходило через призму сравнения при опоре на сравнительный подход и выделении различных признаков сравнения (цели, место получения, субъекты, организующие педагогический процесс, субъекты, получающие образование, вид нормативного регулирования, характерные черты, результаты, условия поступления, время обучения, организация и др.). Формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения, оно в современном индустриальном обществе является господствующей системой образования, подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, научения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе, и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. Формальным в этой уже общепринятой терминологии является то образование, которое а) приобретается обучающимися в специально предназначенных для обучения учреждениях, б) осуществляется профессионально подготовленным персоналом, в) ведет к получению общепризнанного документа об образовании, г) способствует овладению обучающимися систематическими знаниями, умениями и навыками при их целенаправленной деятельности.

Неформальное образование характеризуется систематизированностью и несистематизированностью обучения, целенаправленной и спонтанной деятельностью обучающихся, направленностью на удовлетворение образовательных потребностей граждан, отдельных социальных, профессиональных групп, общества, его результатом является приращение образовательного потенциала. В отличие от формального, неформальное образование осуществляется различными организациями и учреждениями, и не всегда профессиональными педагогами (преподавателями). Оно менее структурировано и не обязательно завершается получением общепризнанного документа об образовании, выступает, так называемым третьим сектором, основными социальными субъектами которого являются общественные некоммерческие организации (НКО), они больше всего занимаются неформальным образованием взрослых. При осуществлении сравнения формального и неформального образования всегда остается проблемность границ перехода одного вида в другой, для более полного получения представления о неформальном образовании необходимо использовать еще и другие подходы рассмотрения.

На изменение теоретических представлений о содержании понятия «неформальное образование» оказывают влияние изменения социокультурной среды, целевые установки, определяя направления теоретического развития, в том числе и в области методологии, методологических подходов. Развитие теории неформального образования происходит за счет рассмотрения его на основании различных подходов, (контекстуального, личностно-деятельностного, диалогового, компетентностного, функционального, социокультурного, гуманистического, сравнительного, информационно-технократического подхода, психологического, деятельностного и др.), позволяющих многосторонне рассмотреть исследуемый педагогический феномен.

При опоре на личностно-деятельностный подход акцент делается на способ организации данного образования и позицию субъекта в этом образовании; на контекстуальный подход акцент делается на конкретный контекст среды организации неформального образования; на компетентностный подход - на возможности неформального образования в плане развития и формирования различных компетенций субъектов; на диалоговый подход - на рассмотрение позиции субъектов в общении, выявление особенностей взаимодействия в этом образовании; на социокультурный подход - ориентация на роль и место неформального образования в данный исторический период; на гуманистический подход - на неформальное образование как составляющую образования, способное оказывать помощь субъекту в достижении личных целей, профессиональных интересов с учетом индивидуально-личностных особенностей обучаемого, на сравнительный подход - сравнение и выявление особенностей формального и неформального образования; на информационно-технократический подход -рассмотрение информационно-профессиональной среды под действием технологических преобразований и влияния этих преобразований на человека, на изменения функций его профессиональной деятельности, подчеркивающих необходимость непрерывного образования; на функциональный подход - внимание обращается на рассмотрение функций неформального образования на современном этапе в системе общего образовательного комплекса; на психологический подход - на психологические особенности обучаемого в формате неформального образования; на деятельностный подход - неформальное образование рассматривается как вид особой деятельности.

Сравнение формального и неформального образования педагогических работников в системе повышения квалификации

Формальным в этой уже общепринятой терминологии является то образование, которое а) приобретается обучающимися в специально предназначенных для обучения учреждениях, б) осуществляется профессионально подготовленным персоналом, в) ведет к получению общепризнанного документа об образовании, г) способствует овладению обучающимися систематическими знаниями, умениями и навыками при их целенаправленной деятельности.

Неформальное образование характеризуется систематизированностью обучения и целенаправленной деятельностью обучающихся, направленностью на удовлетворение образовательных потребностей граждан, отдельных социальных, профессиональных групп, общества, его результатом является приращение образовательного потенциала. В отличие от формального, неформальное образование осуществляется не учебными заведениями, а различными другими организациями и учреждениями, а также не всегда профессиональными педагогами (преподавателями). Оно менее структурировано и не обязательно завершается получением общепризнанного документа об образовании.

В настоящее время, когда в России происходит становление гражданского общества, развитие, так называемого, третьего сектора, основными социальными субъектами которого являются общественные некоммерческие организации (НКО), именно они больше всего занимаются неформальным образованием взрослых. Разработкой и осуществлением учебных программ в различных образовательных проектах этих организаций занимаются, как правило, либо их менеджеры и сотрудники, либо специалисты (не педагоги) соответствующих сфер общественной практики, среди которых представлены и работники образовательных учреждений.

В Рекомендациях по развитию образования взрослых, принятых Генеральной конференцией ЮНЕСКО Найроби, 1976г., также проводится сравнение этих двух видов непрерывного образования. Отмечается, чтонаименее изученным вопросом является вопрос неформального образования взрослых, когда система образования взрослых не является строго заорганизованной: в ней нет строгих стандартов, нет определенной нормативной базы, речь идет о так называемом неформальном образовании. Сюда можно отнести различные курсы (от нескольких часов до нескольких месяцев), они могут иметь самое широкое направление - приобретение нового знания в области профессии, по которой работают, приобретение нового знания, например, для молодого папы, мамы в области семейного устройства, новые знания в какой-то области, которая необходима в данный период жизнедеятельности человека (знания о покупке жилья, садоразведения, овладения новой парфюмерной линией, туристические знания и т.д.). На современном этапе организовано множество различных курсов (изучение иностранных языков, туроператорские курсы, курсы психологов, курсы по подготовке модераторов и т.д.).

Е. А. Нагрели, изучая вопросы образования взрослых в рамках формального повышения квалификации, считает, что в качестве главного ресурса выступает профессорско-преподавательский состав, традиционные образовательные структуры дополнительного образования: институты повышения квалификации, институты развития регионального образования, научно-методические центры; среди образовательных ресурсов – курсовая подготовка повышения квалификации, практические семинары, дистанционное образование .

Исследуя вопросы технологии организации неформального образования преподавателей профессионального цикла колледжа, Т. Л. Дубровина также проводит сравнение этих двух видов образования .

Проводя исследования различных источников, автор приходит к заключению, что неформальное образование в системе повышения квалификации может быть представлено разнообразными инновационными образовательными структурами и ресурсами. Сравнительно новыми для профессионального образования, но широко распространенными в бизнесе являются образовательные структуры, которые могут использоваться как в системе формального, так и неформального образования: инновационно образовательные центры, видеобиблиотеки передового педагогического опыта (нами апробировано и разработано множество дидактических сюжетов, раскрывающих передовой педагогический опыт из профессиональной деятельности учителей - победителей конкурса «Учитель года»), инкубаторы новых технологий, созданные при участии образовательных организаций дополнительного профессионального образования; ресурсные центры; многофункциональные центры прикладных (профессиональных) квалификаций; центры независимой сертификации квалификаций; образовательные кластеры; научно - образовательные консорциумы» сетевые сообщества профессионалов и др. Наши исследования показывают, что эти и другие дидактические составляющие, апробированные в аспекте неформального образования в системе повышения квалификации, показывают, что они также приемлемы и для формального образования в организациях дополнительного профессионального образования, что говорит о сходствах этих двух форм. Названные формы образования обеспечивают, с одной стороны, формирование обобщенного интеллектуально-творческого пространства для развития профессиональной компетентности педагогических кадров, с другой стороны, способствуют развитию системы непрерывного взаимодействия между образовательным сообществом различного уровня, выступая средством организации повышения квалификации педагогических кадров; кроме того, актуализируют механизмы, стимулирующие саму организацию неформального повышения квалификации педагогов, обеспечивающую интеграцию науки, образования и педагогических практик через распространение положительного профессионального опыта педагогов, помогают повышению качества развития профессиональных компетенций.

Образовательные ресурсы неформального образования в системе повышения квалификации также отличаются многообразием, гибкостью, инновационностью: участием в реализации инновационных и экспериментальных проектов, онлайн-семинаров, видеоконференций, видеолекций, вебинаров. К формам и технологиям неформального образования мы относим ежегодные социально значимые мероприятия (конкурсы профессионального мастерства «Педагог года» по различным номинациям, «Лучший учитель года», Августовский педагогический совет, педагогические фестивали, панорамы педагогических идей, всероссийские конкурсы методических разработок преподавателей и др.), региональные учебно-методические комиссии, стажерские площадки, рабочие группы, сетевые группы, сетевые сообщества, научные лаборатории, стажировки, мастер-классы, образовательные ретренинги, корпоративное обучение и др.

В обобщенном виде приведем в сравнении системы и институциональные структуры в организации формального и неформального образования в основе повышения квалификации педагогических работников (таблица 7).

Дидактические аспекты неформального образования педагогических работников в системе повышения квалификации

В качестве особой модели включения неформального образования всистему дополнительного профессионального образования нами апробированыстажировочные площадки.

В Тюменском регионе на базе Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО) в течение нескольких лет осуществляется исследование и проводится эксперимент по включению неформального образования в систему повышения квалификации, с целью обеспечения запросов потребителей (как самих образовательных учреждений, так и отдельных педагогических работников), с целью повышения качества образования в регионе. Уже несколько лет апробируется такая форма неформального образования, как стажировочные площадки. Эффективность деятельности института при включении неформального образования через стажировочные площадки повышается за счет:

1) переноса учебно-тренировочных аспектов процесса повышения квалификации педагогов в реальный контекст образовательного учрежденияи отработку новых профессионально-педагогических умений и навыков непосредственно на практике;

2) активного привлечения учителей к разработке программ профессионального роста (проектируют и защищают модели своей дальнейшей профессиональной деятельности, а также планированиеработы по саморазвитию);

3) построения содержания повышения квалификации с учетом выявленных конкретных трудностей в педагогической работе, разнообразных педагогических проблем.

Информация о деятельности стажировочной площадке представляется в ходе радиопередач, интервью местным СМИ, в выступлениях на конференциях, на сайте института и департамента образования и науки Тюменской области.

В ТОГИРРО обозначена интенсивная деятельность как стажировочной площадки (обязательства института начиная с 2012г., так, в 2013г. прошло обучение в этой форме 733 педагогических работника, из которых 549 человек из других регионов).

Перспективами неформального образования в формате модели «стажировочной площадки» являются следующие:

1.Ориентация содержания повышения квалификации на формирование и развитие профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров, перестройка психологических установок, мотивов и ценностных ориентаций самой личности педагога в процессе повышения квалификации путем интенсивного углубления в познавательную деятельность, активной коммуникации с коллегами и преподавателями в учебной группе.

2.Осуществление преемственности между курсовым и межкурсовым этапами повышения квалификации в пределах концепции непрерывного образования за счет интеграции всех возможных форм обучения («формальное», «неформальное», «информальное», «открытое», «дистанционное»). Таким образом, можно отметить, что включение неформального образования в традиционную систему повышения квалификации педагогических кадров через такую модель, как «стажировочная площадка», способствует реализации органической связи процессов курсового обучения и самообразования педагогических и руководящих кадров в межкурсовой период.

Возникновение в России неформального образования можно отнести к ХIХ в., когда С. И. Гессен писал о значимости библиотечного чтения, которое уже можно рассматривать как неформальное образование. В современной России появились новые формы педагогического образования, которые также можно назвать неформальными. Это различные конкурсы («Учитель года», «Лучшая школа России», «Лучший классный руководитель» и т. д.), мастер-классы, педагогические фестивали, панорамы педагогических идей, педагогические учительские чтения, инновационные педагогические марафоны, образовательные ретренинги, видеоуроки, медиаконсультации, корпоративное обучение, школы современного руководителя и т. д. Практически все эти виды взаимодействия педагогов можно назвать неформальным педагогическим образованием, они могут рассматриваться как формы включения неформального образования в систему повышения квалификации. В условиях Тюменского областного государственного института развития регионального образования нами выстроены и апробированы различные варианты включения всех трёх форм организации образовательного процесса (формального, неформального, информального) в систему повышения квалификации: линейное, параллельное, одновременное. Алгоритм включения неформального образования в систему формального в дополнительном образовании взрослых подразумевает проведение на начальном этапе диагностики, позволяющей увидеть профессиональные предпочтения и интересы, а также проблемы в профессиональном и личностном развитии, а затем направить процесс неформального образования на устранение выявленных проблем на основе актуализации практического опыта педагогов.

Наметившиеся изменения в дополнительном образовании взрослых в системе повышения квалификации, а именно - упразднение удостоверений государственного образца после окончания курсов повышения квалификации, будет в значительной степени способствовать интенсивному включению неформального образования в систему формального и осознанию педагогическим сообществом очевидного: систему образования нельзя загонять в строгие рамки, которые необходимо существенно расширять. В этих условиях, естественно, начнут действовать новые подходы к организации дополнительного образования взрослых, которые позволят оптимизировать всю систему в целом. И значительную роль в этом будет играть процесс интеграции различных форм обучения: формального, неформального, информального.

Интерпретация данных опроса мнений респондентов на предмет отношения к неформальному образованию педагогических работников в системе повышения квалификации

В ходе проводимого исследования в рамках реализации Федерального проекта Модернизации муниципальных систем дошкольного образования

Цель форума: обсуждение инновационных практик по созданию механизмов неформального образования педагогических работников.

Задачи Форума:

  • Представить инновационный опыт Омской области в части осуществления методической работы с педагогическими работниками на региональном уровне;
  • Осветить современные подходы в неформальном образовании педагогов на муниципальном уровне;
  • Распространить эффективные практики расширения возможностей неформального образования педагогических работников Омской области.

Ведущие форума:

Колядинцева Оксана Александровна , первый проректор БОУ ДПО «ИРООО»;
Казакова Мария Александровна , проректор по организационно-методической деятельности и внешним связям БОУ ДПО «ИРООО»;
Акентьева Ирина Юрьевна , заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «ИРООО»;
Смирнова Елена Александровна , заведующий учебно-методическим центром сопровождения делового сотрудничества БОУ ДПО «ИРООО»;
Кочина Татьяна Георгиевна , заведующий учебно-методическим центром профессионального развития педагогических работников БОУ ДПО «ИРООО»;
Ляшевская Наталья Валерьевна , преподаватель кафедры управления и экономики БОУ ДПО «ИРООО», заместитель руководителя Региональной проектной лаборатории молодых педагогов Омской области;
Хацевская Елена Олеговна , старший методист учебно-методического центра сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «ИРООО»;
Радионова Елена Викторовна
Седукова Наталья Валентиновна , методист учебно-методического центра сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «ИРООО»;
Иванова Яна Анатольевна , методист учебно-методического центра сопровождения делового сотрудничества БОУ ДПО «ИРООО»;
Могутова Анна Александровна , методист учебно-методического центра профессионального развития педагогических работников БОУ ДПО «ИРООО».

08 ноября. Осуществление методической работы с педагогическими работниками на региональном уровне

Подробнее

Вопросы для обсуждения

  • Каковы, с Вашей точки зрения, приоритетные направления деятельности муниципальных методических служб в современных условиях модернизация образования?
  • В чем проявляются особенности функционирования муниципальных методических служб Вашего региона/муниципалитета?
  • Какой опыт в части осуществления методической работы с педагогическими работниками на региональном/муниципальном уровне (из представленного) Вы считаете эффективным и хотели бы внедрить в Вашем регионе/муниципалитете)?
  • Какие из представленных материалов оказались для Вас интересными и/или полезными?
  • Каковы Ваши предложения по развитию муниципальных методических служб на муниципальном/региональном уровне?

  • Исследовательский социально-педагогический проект «Образовательные комплексы как механизм управления качеством образования на территории Большереченского муниципального района» (Приложение 1);
  • Презентация Исследовательский социально-педагогический проект «Образовательные комплексы как механизм управления качеством образования на территории Большереченского муниципального района» (Приложение 2);
  • План работы МБУ «Центр развития образования» Калачинского муниципального района Омской области на 2016 г. (Приложение 3);
  • Электронная карта инновационных образовательных практик Калачинского муниципального района (Приложение 4);
  • Презентации муниципальных стажировочных площадок г. Калачинска (Приложения 5-10);
  • Программа муниципальной стажировочной площадки «Способы реализации системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности», БОУ г. Калачинска «Лицей» (Приложение 11);
  • Презентации по реализации ФГОС дошкольного образования в Калачинском муниципальном районе (Приложения 12-14);
  • (Приложение 15);
  • Презентация «Особенности организации методической работы в условиях ФГОС общего образования». Калачинский МР (Приложение 16);
  • (Приложение 17);
  • Презентация выездного совещания руководителей муниципальных методических служб «Основные направления деятельности по организационно-методическому сопровождению образовательного процесса в Калачинской системе образования» (Приложение 18);
  • Материалы выездного совещания руководителей муниципальных методических служб «Основные направления деятельности по организационно-методическому сопровождению образовательного процесса в Калачинской системе образования» (Приложения 19-23);
  • Видеоролик «С любовью к Родине». Любинский МР (Приложение 24);
  • Видеоролик «Единство всех и уникальность каждого». Любинский МР (Приложение 25);
  • План работы на 2016 год КУ Любинского муниципального района «Ресурсный информационно-методический центр в сфере образования» (Приложение 26);
  • Материалы организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в Любинском муниципальном районе (Приложение 27);
  • Презентация районного фестиваля по итогам летней оздоровительной кампании «Красками радуги лето расцвечено». Любинский МР (Приложение 28) ;
  • Презентация «создание толерантной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Любинский МР (Приложение 29);
  • Видеоролик «Система работы в ДОУ». Любинский МР (Приложение 30);
  • Презентации по системе работы с дошкольными образовательными учреждениями. Любинский МР (Приложения 31-34);
  • Видеоролик «Одаренный ребенок». Любинский МР (Приложение 35);
  • Презентация «Выявление интеллектуальной одарённости обучающихся через предметные олимпиады». Любинский МР (Приложение 36);
  • (Приложение 38);
  • (Приложение 39);
  • Стендовые доклады Любинского муниципального района (Приложение 40).

09 ноября 2016. Региональные инновационные площадки - инновационные комплексы в образовании (РИП-ИнКО) как механизм развития неформального образования педагогов

Подробнее

Вопросы для обсуждения

  • В чем, по Вашему, заключается преимущество участия образовательной организации в деятельности РИП-ИнКО?
  • Какие из представленных материалов оказались для Вас интересными и полезными? Обоснуйте.
  • В чем, на Ваш взгляд, заключается отличие реализации неформального образования педагога (на примере системы образования Омской области) от опыта Вашего региона/муниципалитета?
  • Какие подходы в организации обсуждаемой инновационной деятельности Вы хотели бы и могли бы использовать в своей работе?
  • Ваши предложения по развитию инновационных комплексов как механизмов неформального образования педагогов.

Материалы для ознакомления и обсуждения

  • Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования Омской области (Приложение 1).
  • Положение о РИП-ИнКО (Приложение 2).
  • (Приложение 3-5).
  • Структурно-функциональная модель РИП-ИнКО (Приложение 6).
  • Паспорт РИП-ИнКО №Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС» (Приложение 7).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС» (Приложение 8).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Школа – территория здоровья» (Приложение 9).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» (Приложение 10).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Образование детей особой заботы» (Приложение 11).

Рассмотрев различные теоретические аспекты развития неформального педагогического образования, определив методологические подходы к рассмотрению содержания самого понятия, мы описали признаки неформального педагогического образования и факторы, обуславливающие высокую эффективность неформального педагогического образования.

К сожалению, в процессе работы над проблемой развития неформального педагогического образования в условиях школы, мы практически не встретили научных разработок, раскрывающих виды и формы этого образования, в том числе и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Социально-экономическое развитие общества предполагает новые модели системы образования, профессиональной подготовки, повышения квалификации педагогических работников, которые должны в соответствии с требованиями времени иметь непрерывный характер и быть адекватными новым целям школьного образования, что подразумевает неоднократное возвращение педагогов в той или иной форме в образовательный процесс. И, как отмечает Е.Л. Фрумина, «при получении новых знаний и компетенций ключевую роль начинает играть не формальное, устроенное линейно, а неформальное образование» . Все чаще обучение на протяжении всей жизни реализуется через информальные механизмы, которые действуют как инструменты самообразования, а неформальное образование может служить действенным инструментом, активизирующим процесс самообразования.

В данном параграфе мы ставили цель рассмотреть формы организации неформального педагогического образования в условиях школы, среди которых пытались ответить на вопрос: какие современные организационные формы неформального педагогического образования наиболее эффективны?

В своем труде по андрагогике М.Ш. Ноулс сформулировал основные положения данной науки. Они отражают важные особенности взрослых обучающихся, которые, по нашему мнению, необходимо учитывать при организации процесса неформального обучения:

Взрослому человеку, который обучается -- обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

Он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

Взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

Взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

Процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

Процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

По данным исследований психологов, взрослые забывают то, что им рассказывалось через два дня (в 50%), через неделю (в 80%), через месяц (в 90%). Поэтому при организации системы обучения взрослых, в том числе в виде неформального образования, стоит задача поиска актуальных форм получения знаний, способствующих решению этой задачи.

Под формой организации обучения ученые понимают вид занятия, исторически сложившуюся, устойчивую и логически завершенную организацию педагогического процесса, которому свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Проанализировав литературу, посвященную формам обучения и получения образования, мы разработали классификацию форм неформального обучения по признакам:

6. Формы получения образования:

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. Формы обучения в организациях образовательных технологий.

8. Формы обучения вне организаций:

Самообразование;

Образование с привлечением специалистов, консультантов, тьюторов и других профессионалов.

9. Формы взаимодействия:

Активные;

Интерактивные;

Пассивные.

10. Организационные формы обучения:

Индивидуальные;

Фронтальные;

Групповые;

Комбинированные;

Корпоративные;

Аудиторные;

Внеаудиторные;

Краткосрочные;

Долгосрочные.

11. Виды организационных форм обучения:

Семинары;

Вебинары;

Мастер-классы;

Конференции;

Фестивали;

Конкурсы;

Проектное обучение;

Лабораторные;

Эксперименты;

Консультирование;

Тренинги;

Экскурсии;

Практикумы;

Марафоны;

Педагогический абонемент и/или образовательный модуль;

Профессиональные сообщества;

Стажировочные площадки;

Мастерские обмена опытом;

Наставничество;

Ротация.

Представленное разнообразие форм в приведенной классификации еще раз подтверждает, что выделенные нами характеристики неформального педагогического образования (далее - НПО): динамичность, открытость, вариативность, целенаправленность, индивидуализированность, мобильность

– верны. НПО не зависит от места и времени, обладает разнообразными видами организационных форм, при этом выбор той или иной формы пополнения знаний зависит от индивидуальной потребности обучающегося и целей, которые он перед собой ставит.

Современная информальная среда вынуждает взрослого человека к активному и непрерывному участию в образовательной деятельности. Бесконечный поток информации, с которым мы ежедневно сталкиваемся, зачастую приводит к возникновению профессиональных трудностей и дефицитов, ликвидировать которые представляется возможным, включившись в систему неформального образования.

Наиболее эффективными формами устранения профессиональных трудностей являются такие формы взаимодействия, которые носят интерактивный и/или активный характер и полностью отвечают интеллектуальным, социальным и психологическим потребностям обучаемого.

Остановимся подробнее на сущности видов организационных форм неформального образования, которые, по нашему мнению, являются наиболее эффективными в рамках организации повышения квалификации педагогических сотрудников в условиях школы.

При реализации системы НПО в образовательной организации одним из эффективных инструментов обмена опытом и повышения квалификации выступают мастер-классы. Первая часть словосочетания «мастер-класс» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов», а вторая это показатель высокого качественного уровня.

Мастер-класс является особым способом обобщения и распространения передового педагогического опыта. Он представляет собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, которые опираются на свои принципы и имеют определенную структуру. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (преподавателя, который ведет мастер-класс).

М. М. Поташник, характеризуя мастер-класс дает следующее определение: «Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы».

Мастер-класс является эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения, воспитания и развития, где центральным звеном выступает демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Нами выделены характерные признаки мастер-класса:

Определяет новый подход к философии обучения, который ломает устоявшиеся стереотипы и формы;

Активизирует самостоятельную работу в малых группах, позволяющую проводить обмен мнениями;

Включает всех участников в активную деятельность;

Определяет проблемную задачу и решает ее через проигрывание различных ситуаций;

Раскрывает творческий потенциал и Мастера, и участников мастер-класса;

Не навязывает формы, методы, технологии работы участникам;

Представляет возможность каждому участнику воспользоваться предлагаемым методическим материалом;

Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации.

Следующей популярной формой получения новых знаний и организации обмена педагогическим опытом являются конференции, которые на сегодняшний день являются одной из самых динамичных и интерактивных форм неформального образования. Конференция - это собрание представителей организаций, предприятий, студентов, коллег, людей из одной профессиональной сферы, преподавателей одного или нескольких учебных заведений для обсуждения и решения особых вопросов. Каждый участник может определить свою роль в данном мероприятии: слушатель, докладчик и т.д. Также возможно заочное участие в конференции с последующей публикацией работы в сборнике по материалам конференции. Конференцию часто сочетают с другими формами неформального образования, что позволяет повысить эффективность занятий, которые требуют использования разных методов преподавания:

Конференция-лекция (проводят в виде научно-практического занятия, содержащего защиту докладов, выступления с рефератами; обязательные этапы - подведение итогов, уточнение информации, вопросы слушателей);

Конференция-семинар (сочетает признаки обеих форм: обсуждение поставленной проблемы/вопроса и практический компонент);

Конференция-мастер-класс (в процессе используют разные методы и формы преподавания: лекция, тренинг, мастер-класс). Благодаря такому формату проведения конференции слушатели получают новые знания, возможность профессионального развития, анализа опыта в определенной сфере, практической отработки навыков, реализации творческого потенциала.

Все популярней в сфере образования становится проведение веб- конференций, где участники получают возможность донести свое видение решения той или иной проблемы до огромной аудитории интернет- пользователей. В режиме реального времени для нескольких или нескольких сотен одновременных участников онлайн встречи позволяют организовать как совместные обсуждения актуальных вопросов системы образования, так и обучающие мероприятия, повышающие уровень компетенции каждого активного участника. Онлайн конференция позволяет также демонстрировать презентации, непрерывно работать с приложениями и документами, просматривать сайты, причем каждый из участников находится на своем рабочем месте около компьютера.

Другой информационно-коммуникационной формой проведения обучающих мероприятий являются вебинары или онлайн-семинары. Их используют для обозначения презентации, лекции, семинара или курса, организованных при помощи web-технологий в режиме реального времени. Основной целью проведения вебинара является обучение.

Значимым достоинством информационно-коммуникационных форм обучения является непривязанность к месту.

Одной из актуальных форм интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении, является тренинг. Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) - это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

В тренинговом обучении выделяют три этапа:

Информационный (получение теоретического знания);

Практический (приобретение участниками практического опыта);

Рефлексивный (участники делятся своими впечатлениями, ощущениями, высказывают свои пожелания).

Данная форма обучения имеет огромное количество преимуществ сравнительно с другими формами. Так как тренинг - это интерактивное мероприятие, он предусматривает сотрудничество тренера и группы, определенные действия со стороны обучающихся и постоянный диалог между участниками. Тренер моделирует ситуации, через которые участники должны пройти. Таким образом, каждый член коллектива, выполняя поставленные задачи, практическим путем усваивает информацию.

Также реализацию идеи диалога во всех его аспектах, активный обмен мнениями, знаниями, творческими находками мы можем получить, реализуя такую форму обучения как мастерская обмена опытом.

Педагогическая мастерская - форма обучения взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Результат работы в мастерской не только реальное знание или умение, сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской - сотрудничество и сотворчество.

И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской:

Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.

Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки

– путь к истине.

Психологический комфорт, эмоциональный комфорт, творческая раскованность при проведении мастерской создаются безоценочной деятельностью участников, отсутствием критических замечаний и свободой выражения мыслей.

Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:

Во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

Во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;

В-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Диалоговость - главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом - необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.

Существенным признаком мастерской является ограничение участия в практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах. Его задача состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Руководитель мастерской не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных».

По продолжительности педагогические мастерские могут быть «одноактными» (однодневными) и «многоактными» (многодневными). Это зависит от характера деятельности в ходе мастерской, поставленных целей и задач, которые определяет участник или организатор.

Немаловажным мотиватором в повышении квалификации педагогических кадров является организация и проведение профессиональных конкурсов, фестивалей и марафонов на базе учреждения. Конкурсные мероприятия направлены на совершенствование профессионального мастерства педагогов и развитие учительского потенциала, стимулирование профессионального роста педагогов и развитие профессиональной компетентности педагогических работников в процессе обсуждения актуальных проблем, приоритетных направлений модернизации образования, создание условий для эффективной диссеминации передового педагогического опыта. Профессиональные конкурсы, фестивали, марафоны позволяют включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Одним из необходимых умений, которым должен обладать педагог является умение проектировать свою деятельность на перспективу. Таким образом, проектная деятельность как система действий, операций и процедур, необходимых для разработки и реализации проекта, представляет собой определенную технологию, которая может быть освоена в процессе обучения.

Проектное обучение представляет собой процесс целенаправленного освоения проектной деятельности и является одним из наиболее эффективных средств для решения задач компетентностного подхода в образовании. Оно относится к интерактивным формам обучения и представляет собой внедрение частных проектов в учебную деятельность обучающихся. Проектное обучение содержит систему организационных, корректирующих и контролирующих действий преподавателя, он является консультантом, компетентным сопровождающим, специалистом, который помогает проектантам в любых вопросах и способствует их развитию в познавательной, исследовательской, новаторской, творческой деятельности. Ситуационный характер проектной деятельности обусловливает формирование, развитие и совершенствование разных компетентностей педагогов в профессиональном, социальном и личностном плане.

Эффективность проектного обучения обусловлена следующими организационными принципами:

1. Принцип самостоятельности (ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся).

2. Принцип проблемности (предполагает решение заданной проблемы с помощью поиска нового знания).

3. Принцип направленности на результат (ориентирован на получение определенного материального результата).

4. Принцип коллегиальности (предполагает взаимопомощь и поддержку между участниками).

5. Принцип интериоризации (проектные действия формируются, закрепляются и активно используются в деятельности обучающихся).

На современном этапе активного развития системы ДПО одной из инновационных форм повышения квалификации педагогов становится предлагаемая МИОО образовательная услуга «Педагогический абонемент», которая оказывается на базе образовательных организаций города Москвы и может содержать любой набор учебных мероприятий в зависимости от запроса. Объем одного учебного модуля не превышает 12 часов, соответственно не оканчивается выдачей удостоверения или другого документа государственного образца. В разделе предложений можно выбрать направление, в котором педагог хотел бы самосовершенствоваться (разделы: педагог, предмет, детский коллектив, ГИА, детский коллектив, особый ребенок, дошкольное образование, начальное образование, вопросы комплекса). Формы реализации данной программы предлагаются следующие: лекция, семинар, индивидуальная или групповая консультация, мастер-класс, вебинар.

Индивидуальные программы повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок, накопление которых в течение учебного года дает возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь надолго от учебного процесса, имеют дальнейшую перспективу развития.

Вышеописанная услуга привлекает свое внимание тем, что предлагается государственным региональным институтом и подразумевает включение в преподавательский состав высококвалифицированных специалистов.

Мы считаем, что наиболее эффективным для использования в процессе повышении квалификации педагогов в формате неформального педагогического образования в условиях школы является акмеологическое консультирование. Акмеологическое консультирование - это специально организованный процесс взаимодействия педагога и консультанта, в ходе которого могут быть актуализированы дополнительные личностные и профессиональные возможности, способности, резервы, позволяющие найти новые пути выхода из затруднительных проблемных ситуаций, повысить профессионализм. Данная индивидуальная работа с педагогом или группой педагогов связана с оказанием им помощи в достижении собственных вершин многогранной профессиональной деятельности педагогического мастерства.

Акмеологическое консультирование в процессе повышения квалификации педагогов призвано обеспечить пространство, в котором педагог сможет проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать прежний профессиональный опыт и наметить новые пути личностно-профессионального развития.

Представленные виды организационных форм эффективны в той мере, в какой создают атмосферу доверия, общения и взаимопонимания участников; позволяют осмыслить теоретические предпосылки и подходы к рассматриваемым проблемам; создают условия для активной практической и интеллектуальной деятельности; обеспечивают возможность проанализировать результаты совместной деятельности и индивидуальное развитие (рефлексия).

Таким образом, в данном параграфе нами рассмотрены виды организационных форм неформального педагогического образования, установлено, что в основе выбора того или иного вида необходимо учитывать особенности и индивидуальные потребности категории обучающихся (взрослых), опираться на эмпирический подход, исходя из понимания неформального образования как вида коммуникативной деятельности и акмеологический,который побуждает педагога к раскрытию его профессиональных возможностей. При прохождении через механизмы идентификации, рефлексии, стереотипизации, обратной информации, необходимо особо строить взаимодействие обучающегося и обучающего.

Разработанная классификация форм неформального обучения отчасти отражает и образовательную деятельность в рамках формального обучения. Однако существенным отличием является то, что выбор форм получения образования, форм взаимодействия, организационных форм обучения, видов организационных форм остается за обучающимся.

Таким образом, при определении сущности и этимологии феномена «неформальное образование», уточнении понятия «неформальное педагогическое образование» и определении основных организационных форм неформального образования педагогических работников в условиях организации можно констатировать следующие положения:

1. Проблема исследования неформального образования ненова для отечественной педагогической науки.

2. В процессе развития научного педагогического знания термин «неформальное образование» претерпевает определенные изменения и рассматривается на основании различных методологических подходов: личностно-деятельностного, компетентностного, функционального, социокультурного, андрагогического, акмеологического, системного, гуманистического, сравнительного, деятельностного, которые расставляют четкие акценты на рассмотрение квинтэссенции вышеуказанного феномена.

3. Понятие «неформальное образование» достаточно широкое, что позволило выделить и определить его признаки с различных позиций: с точки зрения государственного управления и контроля, с точки зрения организации процесса обучения, с точки зрения получения образования, с точки зрения доступности, с точки зрения места в системе непрерывности получения знаний.

4. Анализ литературы позволил разработать классификацию форм неформального обучения и выделить среди них наиболее эффективные современные организационные формы неформального педагогического образования в условиях школы.

«Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху»

Джим Рон

1.Актуальность (введение)

В современном обществе остро стала проблема здоровья подрастающего поколения.
Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, особенно дети городов-миллионников. Уже сложно представить их играющими во дворе в подвижные игры. Их внимание занимают современные гаджеты. Все чаще они тренируют дух, а не тело.
Все мы знаем что, основная задача физической культуры - оздоровительная. Министерство образования дало уникальную возможность, выделив три часа на уроки физической культурой, использовать способности организма к тренировке физические качеств и двигательных навыков, тем самым помогая решать основную задачу и формировать правильные привычки и принципы здорового образа жизни.
существует несколько способов поведения педагогов в сложившейся ситуации:

Можно оставить все как есть, и пусть с каждым годом ухудшается школьная карта здоровья и родители спохватившись бегут в фитнес-клубы;

Можно продолжать вести уроки традиционными способами, вкладывая в них столько сколько выделяет на это государство;

Можно попытаться увлечь учеников и воспитать в них потребность в красивом и здоровом теле.

Мы можем привлечь внимание детей, используя различные компьютерные технологии, увлекая их интересными занятиями, используя новы подходы к тренировке физических качеств, наглядно объясняя что, для чего и как надо делать, а не просто сдавать нормативы и бегать кругами по стадиону. Исходя из потребности в постоянном совершенствовании профессиональных навыков, учитель может осваивать новые методы и методики ведения занятий, внедрять их в жизнь, начиная от познавательных фильмов, заканчивая биомеханическим разбором движения и как следствие улучшение показателей нормативов принятых в нашей сфере. Тем самым давая ребенку понять, что при правильном подходе, занятия физической культурой не только укрепляют здоровье, но увлекательны, познавательны и необходимы.

Но…Что бы понять разницу между видами образования/обучения, мы провели аналитический обзор понятий «формальное обучение» и «неформальное обучение» и сравнили их основные характеристики.

В педагогическом образовании сегодня происходят системные изменения. «Концепция поддержки развития педагогического образования» Минобрнауки РФ, предусматривает осуществить повышение качества подготовки педагогических кадров за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы педагогической подготовки специалистов. В данном направлении обновление сложившейся практики повышения квалификации педагогов, обеспечивающее реализацию нового профессионального стандарта педагога может осуществиться через введение в существующую систему дополнительного профессионального образования элементов неформального образования.

В предложенной ЮНЕСКО (1997) терминологии определяется, что педагогический процесс может быть организован в виде некой образовательной триаде - «формальное образование» («formal education») - «неформальное образование» («non-formal education») и «внеинституционное образование» («informal education»)

Российский подход к организация формального образования (по Е.В. Тутыниной, 2000) предполагает обязательное соответствие таким требованиям как: наличие учреждений, специально предназначенных для осуществления обучения; наличие персонала, профессионально подготовленного для осуществления обучения; наличие системы и систематичности в осуществлении педагогического процесса; наличие чётко обозначенной цели образовательного процесса в виде представлений о его результате; наличие документа об образовании, признаваемого на государственном уровне .

Главной проблемой формальной системы образования является её несоответствие запросам общества, разрыв между теорией и практикой. Официальные системы образования не успевают оперативно учитывать быстрые и существенные перемены в общественной сфере, медленно адаптируются к социальным, экономическим, культурным изменениям, их развитие сдерживает не только внутренняя устойчивость и консерватизм, но и инерция самого общества . Именно с данной отправной точки стало происходить не только разделение образования на формальное, неформальное и информальное, но и повышаться значимость именно неформального образования, потенциально обладающего большей свободой и возможностями в формировании компетенций и развитии компетентности обучающихся [ 8]..

Для повышения квалификации педагога можно использовать методы неформального образования/обучения.

Неформальное образование - это любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы образования. Это может быть отдельная деятельность или значительная часть более широкой деятельности, призванная удовлетворять образовательные потребности субъектов обучения, что и является целью данного вида образования .

Данное понятие, на наш взгляд, является аккумулирующим по отношению к приведенным трактовкам, выражает точку зрения большинства российских и зарубежных специалистов.

Итак, опираясь на предложенные определения неформального образования, в качестве предварительного вывода отметим, что данный вид образования обладает признаками организованности, систематичности, дополнительности получаемых знаний по отношению к уже имеющимся. Организация неформального образования осуществляется, как правило, за пределами официальных образовательных учреждений и не сопровождается стандартизированной процедурой подтверждения документами государственного образца. По своему предметному содержанию неформальное образование может быть нацеленным на разные возрастные группы, иметь разные образовательные цели - профессиональные, личностные, социальные и т.д., а также разную временную продолжительность своего существования.

Полученные на основе вышеназванных определений характеристики формального и неформального образования представлены в сравнительной Табл.1. (приложение 1)

Приложение 1. Таблица 1

Сравнительные характеристики формального и неформального образования.

Характеристики

Образование

Формальное

Неформальное

Цели

Долговременные и общие

Кратковременные и специфические

Получение документов об образовании установленного образца

Приращение образовательного потенциала

Стандартизировано, ориентировано на освоение основных положений учебного материала

Индивидуализировано, ориентировано на результат

Академическое

Практическое

Жёстко структурированное

Гибкое

Субъекты, организующие процесс образования

Педагоги, преподаватели с соответствующим педагогическим образованием или специалисты, допущенные к педагогической деятельности

Различные специалисты педагогического и непедагогического профиля

Субъекты, участвующие в процессе образования

Учащиеся, студенты

Граждане разных номинальных и реальных групп (возрастных, социальных, профессиональных)

Условия

поступления

Наличие документа об окончании предыдущей образовательной ступени, сдача вступительных экзаменов, зачисление

Желание и возможность обучающегося, отсутствие вступительных экзаменов

Нормативное регулирование

Закон "Об образовании", Образовательный стандарт, соответствующие учебные программы, учебное расписание

Договор

Контроль

Внешний, иерархизированный

Демократический,с возможностью самоуправления

Продолжительность

Длительный цикл, полный учебный день, нормированные сроки обучения

Короткий цикл, возможен неполный день, продление сроков обучения по желанию обучающихся

Место

В аккредитованных учреждениях образования

В различных учреждениях и организациях

Результат

Получение профессии

Повышение компетентности в соответствующей области, удовлетворение познавательных интересов, личностное развитие

Ресурсозатратность

Ресурсозатратно

Ресурсосберегающе

3. Выводы

Комитет по образованию ОЭСР (2005) обозначил следующие преимущества системы неформального образования:

1. Преимущества в сфере экономики. Открытое признание результатов неформального образования закладывает основу его успешности; формируемые им компетенции различного уровня позволяют мобильно реагировать на спрос и предложения на рынке труда, что увеличивает потенциал человеческих ресурсов.

2. Преимущества в сфере образования. Развитие неформального образования позволяет осуществить переход от устоявшейся концепции «конечного образования» к концепции «непрерывного образования в течение всей жизни»; формировать удобные, гибкие, персонализированные направления получения образования; наращивать потенциал преподавательского состава за счёт создания более благоприятных условий получения профильного образования.

3. Социальные преимущества. Развитие социальных институтов, обеспечивающих возможность перехода от обучения к трудовой деятельности и обратно; стимулирование и поощрение профессиональной мобильности на рынке труда социально незащищённых категорий граждан, повышение их уровня образованности и обеспечение социально-культурного равенства и социальной сплочённости общества.

4. Психологические преимущества. Предоставление возможности выбора способов и методов освоения содержания образования, возможности контролировать время и место получения собственного образования; стимулирование повышения образовательного уровня тех, для кого получение формального образования было затруднено.

Таким образом, неформальное образование имеет большой внутренний потенциал и ряд значимых преимуществ, способствующих развитию и повышению компетентности у специалистов разных профессиональных сфер.

4.Эффективные механизмы неформального образования:

Конференции

Семинары

Курсы

Тренинги

Круглые столы

Сетевые общества учителей

Образовательные интернет-порталы

Образовательные СМИ

Система дистанционного обучения

Курсы повышения квалификации

Разработка дополнительных профессиональных

образовательных программ по соответствующим направлениям

Подготовка методических пособий

Разработка и внедрение новых технологий обучения.

Для примера можно привести проект «Мобильный педагог» созданный в Алтайском крае. Его цель объединение педагогов и повышение их квалификации (связи с поручением президента РФ В. Путина (2015г.) о создание единого профессионального пространства) реализуется через создание общенациональной системы профессионального роста учителей.

Основные принципы проекта – это взаимодействие наиболее успешных и прогрессивных педагогов с остальными членами педагогического сообщества, сокращение разрыва между образовательными организациями, постоянное совершенствование качества образования и повышение престижа профессии педагога.

Для примера использования плодов неформального образования в нашей практике, мы предоставим вам данные педагогического эксперимента, проведенный на базе гимназии №1

Темой эксперимента было « Актуальность использования методик морфофункционального расслабления на уроках ФК с детьми младшего школьного возраста»

Изучая эту проблему, был проведен мониторинг состояния здоровья детей младшего школьного возраста на основе распределения их по медицинским группам, который наглядно показал наличие проблемы. Нами были обработаны данные учащихся начальных классов общеобразовательных организаций города Жуковский в период с 2010 по2015 год. Анализ данных показал, что количество детей в подготовительных медицинских группах возросло с 16-18% в 2010г до 30-35% в 2015г.

Учитывая ростовой скачек, мы считали, что внедрение методик миофасциального расслабления (МФР) будет оказывать наиболее эффективное воздействие на растущий организм школьника, посредством воздействия на фасции, расслабляя тело.

Современные школьники порой загружены не меньше взрослых. Посещая школу, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе со школьниками использовать упражнения на релаксацию, как физическую, так и психологическую. Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению их здоровья.

В качестве эксперимента были разработаны рекомендации для специалистов ФК. Им была предложена программа «Азбука здоровья» (дополнительный 4 час ФК по программе дополнительного образования) включающая в себя методические приемы МФР.

На занятиях ФК, как основных, так и дополнительных, было рекомендовано к использованию два способа воздействия на организм ребенка для снятия мышечного гипертонуса:

1.Миофасциальная релаксация – специальная методика мышечного расслабления, которая позволяет скорректировать работу мышц, находящихся в гипертонусе.

2.Стретчинг – система упражнений направленная на снятие мышечного напряжения по средствам упражнений на гибкость.

Эксперимент проводился на базе гимназии№1 г. Жуковского.В эксперименте принимали участие ученики (2007 г.р.) 1 «а» и 1 «б» класса. Мониторинг проводился на основе оценки медицинского работника гимназии №1 г. Жуковского состояния здоровья детей по принадлежности к медицинским группам.

Суть эксперимента сводилась к следующему: упражнения из программы «Азбука здоровья» внедрялись в течение года в качестве элементов упражнений на уроке ФК и как дополнительная тренировка 4 часом ФК предусмотренным программой дополнительного образования. Занятия со школьниками проводили учителя ФК.

мониторинг состояния здоровья учеников

По полученным мониторинговым данным мы можем сделать следующие выводы:

Методика использования МФР позволяет снимать мышечное напряжение у детей после долгого нахождения в сидячем положении;

Методика использования упражнений МФР позволяет наиболее эффективно использовать упражнения формирующие осанку, т.к. воздействуя на связочный аппарат, снимает гипертонус мышц сгибателей;

Исправление осанки позволяет в некоторых случаях перейти из подготовительной медицинской группы в основную медицинскую группу

Наша статья является лишь подтверждением существования проблемы ухудшения здоровья наших детей и некой рекомендацией для работников сферы ФВ.

Свое выступление хочется закончить словами Альфред де Мюссе:

«Физические упражнения могут заменить лекарство, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» давайте использовать возможность в самообразовании и использовать новые знания на практике.

И как говорил К.Д. Ушинский (Константин Дмитриевич) « Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учится, в нем умирает учитель»

Каждому учителю необходимо выстроить новые ориентиры по работе, направленные на введение ФГОС.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Эффективные механизмы неформального образования педагогов» Подготовила: Пензенская Е.М. Учитель высшей категории Гимназия №1

«Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху» Джим Рон

Проблема Ухудшение карты здоровья Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, особенно дети городов-миллионников. Уже сложно представить их играющими во дворе в подвижные игры. Их внимание занимают современные гаджеты. Все чаще они тренируют дух, а не тело

Решение - можно оставить все как есть, и пусть с каждым годом ухудшается школьная карта здоровья и родители спохватившись бегут в фитнес-клубы; - можно продолжать вести уроки традиционными способами, вкладывая в них столько сколько выделяет на это государство; - можно попытаться увлечь учеников и воспитать в них потребность в красивом и здоровом теле.

Сравним Формальное образование Неформальное образование

Формальное образование наличие учреждений, специально предназначенных для осуществления обучения; наличие персонала, профессионально подготовленного для осуществления обучения; наличие системы и систематичности в осуществлении педагогического процесса; наличие чётко обозначенной цели образовательного процесса в виде представлений о его результате; наличие документа об образовании, признаваемого на государственном уровне

Зачем надо учится, учится и еще раз учится?! Главной проблемой формальной системы образования является её несоответствие запросам общества, разрыв между теорией и практикой. Официальные системы образования не успевают оперативно учитывать быстрые и существенные перемены в общественной сфере.

Неформальное образование - это любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы образования. Это может быть отдельная деятельность или значительная часть более широкой деятельности, призванная удовлетворять образовательные потребности субъектов обучения, что и является целью данного вида образования

Неформальное образование имеет большой внутренний потенциал и ряд значимых преимуществ, способствующих развитию и повышению компетентности у специалистов разных профессиональных сфер. Преимущества в сфере экономики.. Преимущества в сфере образования. Социальные преимущества. Психологические преимущества.

Для повышения квалификации педагога можно использовать методы неформального образования.

Эффективные механизмы неформального образования: - конференции - семинары - курсы - тренинги - круглые столы - сетевые общества учителей - образовательные интернет-порталы - образовательные СМИ - система дистанционного обучения - курсы повышения квалификации - разработка дополнительных профессиональных образовательных программ по соответствующим направлениям -подготовка методических пособий -разработка и внедрение новых технологий обучения.

«Мобильный педагог» О сновные принципы проекта – это взаимодействие наиболее успешных и прогрессивных педагогов с остальными членами педагогического сообщества, сокращение разрыва между образовательными организациями, постоянное совершенствование качества образования и повышение престижа профессии педагога.

« Актуальность использования методик морфофункционального расслабления на уроках ФК с детьми младшего школьного возраста»

Суть эксперимента сводилась к следующему: упражнения из программы «Азбука здоровья» внедрялись в течение года в качестве элементов упражнений на уроке ФК и как дополнительная тренировка 4 часом ФК предусмотренным программой дополнительного образования. Занятия со школьниками проводили учителя ФК. Мониторинг состояния здоровья

«Физические упражнения могут заменить лекарство, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» Альфред де Мюссе

« Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учится, в нем умирает учитель» К.Д. Ушинский Каждому учителю необходимо выстроить новые ориентиры по работе, направленные на введение ФГОС.

«Эффективные механизмы неформального образования педагогов» Подготовила: Пензенская Е.М. Учитель высшей категории Гимназия №1

Спасибо за внимание!