Системный подход в воспитании и обучении детей. Доклад на тему: «Системный подход в обучении и воспитании

Образование является социальной системой, представляющей собой совокупность образовательных программ и стандартов, сети образовательных учреждений, органов управления.

Системность образованию придают: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, прогностичность, преемственность, целостность. Система образования в определенной мере является самоорганизующейся (синергетической) и способной к перманентному преобразованию и развитию. Поэтому педагогика, как наука об образовании, должна основываться на методологическом принципе системности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении.

Системный подход пришел на смену функциональным, аналитическим подходам, согласно которым части целого рассматривалась как самостоятельные, изолированные компоненты.

При этом считалось, что свойства целого объекта порождаются суммой свойств отдельных составляющих его элементов. Системный подход позволяет выявить интегративные, системные свойства объектов и процессов, которые не сводятся к механической сумме их составляющих. Основными признаками системных объектов являются структурность, целостность, интегративность, синергетизм.

Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые объекты и процессы как целостные системы, что позволяет получить знание о закономерностях их организации и функционирования. Конкретное выражение системный подход в педагогике находит свое выражение в таких категориях, как «педагогическая система», «педагогический процесс как целостная система», «система средств, форм и методов», «модель педагогической системы», «дидактическая система», «система воспитания», «система управления образованием» и др.

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

Широкое распространение в научной литературе получил подход Э.Г. Юдина, который дал определение методологии как «системы принципов и способов организации и построения теоритической и практической деятельности, а так же учение об этой системе». Это определение было признано и педагогами.

Системный подход ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта, как говорят, системообразующую связь (например системообразование компонентами учебного процесса может быть: целепологание, субъекты педагогического процесса- педагоги и учащиеся-, и результат).

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.

Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности. В понимании этого вопроса психологи и педагоги опираются на данные хромосомной теории наследственности. Наследственной основой (генотипом) организма является сложная система относительно независимых элементов - генов. Материальной субстанцией генотипа служат хромосомы, в состав которых входят ДНК и белки. В основе действия гена лежит его способность определять синтез белков. Данное свойство генов оказывает существенное влияние на типологические свойства нервной системы, составляющие основу индивидуально-психологических различий.

Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека - его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. При упорстве, трудолюбии он может многого достичь. Великий оратор Демосфен от природы был косноязычным. Чтобы преодолеть этот недостаток и выработать соответствующую дикцию, он в рот брал камни, уходил к берегу моря и часами говорил речи.

Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки. И наоборот, даровитые люди могут погубить свои таланты.

Среда. В сказке Р. Киплинга «Маугли» главным героем является мальчик, выросший среди зверей. Несмотря на то что Маугли был совершенно лишен человеческого воспитания, он все-таки стал человеком и совершил ряд подвигов.

Научные наблюдения свидетельствуют о другом. Дети, которых после длительного пребывания среди зверей удавалось возвратить к людям и поместить в специально созданные условия (медицинские и педагогические), резко отличались от сверстников. Они с трудом овладевали вертикальной походкой, их мышление, речь, эмоционально-волевые проявления, несмотря на длительное целенаправленное обучение и воспитание, были примитивными и оставались на уровне детского возраста.

Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.

Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная.

Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к ним.

Воспитание. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития. педагогика образование учительский школьный

Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.

Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек - творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, следует заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных факторов (прежде всего социального происхождения) расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты.

Системные представления о процессах и явлениях природы возникли ещё в Древней Греции. Однако признанным научным направлением системный подход стал в конце 40-х – начале 50-х годов XX века. Его основоположником считается австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем на философском семинаре в Чикагском университете. К середине прошлого столетия большинство наук существенно трансформировало предметы своего изучения, в качестве которых стали выступать множества взаимосвязанных элементов , то есть системы. Система (греч. sistem – соединённое, составленное из частей) – это совокупность взаимодействующих элементов, простая сумма свойств которых не даёт суммы свойств системы. Существующий вокруг нас мир носит системный характер, состоит из систем и подсистем. Системы есть способ существования материи, формой существования систем является движение. Наиболее сложными, динамичными являются социальные системы, в том числе системы образования. Рассмотрение и анализ систем осуществляется через системный подход.

Системный подход научный метод познания сложно организованных объектов через вычленение совокупности составляющих этот объект ключевых элементов и связей между ними.

Основные понятия системного подхода:

- системность отличительная особенность сложно организованных объектов, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов;

- компонент – это какая-либо часть системы, вступающая в определённые отношения с другими её частями;

- элемент – минимальная единица системы, которую в её рамках можно считать неделимой;

- связь – наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь;

- структура – это совокупность элементов и способ установления устойчивых связей и отношений между ними в процессе их взаимодействия и интеграции;

- подсистема – совокупность части элементов системы и связей между ними, обладающих целостностью и решающих одну из задач её функционирования;

- системообразующий фактор – это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.

Для анализа состояния социальной системы необходимо выделить её элементы, показать их структуру, организацию, связи и среду, по отношению к которой система обладает целостностью. Для обеспечения функционирования выделенной системы необходимо выделить: процесс взаимодействия элементов, условия устойчивости, принципы и методы управления, особенности самоорганизации.

Принципы системного подхода, то есть основные правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов:


Принцип целостности – обоснованность, учёт объективно существующих связей и отношений при выделении совокупности элементов из окружающей среды.

Выделяют следующие компоненты (подсистемы ) образовательной системы :

идейно-целевой, отношенческий, содержательный, технологический, организационно-управлеческий, результативный;

или : индивидуально-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный.

Принцип коммуникативности – познание системы прежде всего через рассмотрение внутренних и внешних коммуникаций, связей. Виды связей:

1. связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;

2. связи порождения или генетические

3. связи преобразования

4. связи строения или структурные;

5. связи функционирования;

6. связи развития, которые вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни;

7. связи управления.

Принцип структурности – структура системы обладает устойчивостью, подвижностью и изменчивостью. Именно с этими свойствами связана возможность преобразования системы, появления у неё новых интеграционных свойств. Исследования показали, что степень структурированности школьных коллективов и их жизнедеятельности вносит значительный вклад в эффективность функционирования педагогической системы.

Принцип управляемости и целенаправленности – цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития. Цель обусловливает состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий развития образовательного учреждения. Достижение целевых ориентиров в значительной степени зависит от форм и методов управления жизнедеятельностью системы.

Принцип развития – Развитие системы определяется как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирования её нового интеграционного свойства и переход с одного уровня целостности на другой. Каждая система проходит в своём развитии 4 этапа: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. Условием развития является правильное определение исходного уровня развития педагогического сообщества и осуществление соответствующего ему выбора целей, содержания, форм и способов работы.

Важнейшими характеристиками прогрессивных социальных систем являются: целостность, интегративность, гармония, дополнительность, функциональность, целенапрвленность, динамизм, управляемость, открытость, самоорганизуемость, саморегулируемость, самоуправляемость, самовоспроизводство.

Методы познания и преобразования педагогических систем: системный анализ, системный синтез, моделирование. Т

Основные компоненты системного анализа :

1. Морфологический анализ , позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представляют, каков их набор.

2. Структурный анализ направлен на выявление внутренней организации системы, определение характера связей элементов, выявление системообразующих связей и отношений.

3. Функциональный анализ направлен на раскрытие функций системы в целом и её отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного организма системы и её основных систем.

4. Генетический анализ – позволяет исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы, её компонентов.

Только применение всех перечисленных компонентов системного анализа способствует формированию системного знания об изучаемой системе, что на практике почти не встречается. Принципы системного анализа : научности, объективности, взаимосвязи и взаимодействия, комплексности, главного звена. Условием системного анализа является структурное накопление информации, определение дерева целей анализа, плана анализа, участие в нём всего коллектива.

Сущность метода системного синтеза заключается в попытке осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученном при различных срезах этого объекта.

Модель - уменьшенная копия, сохраняющая существенные свойства моделируемой системы. Под моделированием в образовании принято понимать метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты образовательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях его функционирования и развития. В образовании создают модель выпускника, модель образовательной системы (система в статике), образовательного процесса (система в динамике) и т.д.

Синергетика – достаточно молодая отрасль науки, которая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы XX столетия. Её название происходит от греческого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество. Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах. Первоначально её открытия касались естественно-научных дисциплин, затем они были распространены на социальные и педагогические системы. Синергетика представляет собой синтез идей неклассической физики, кибернетики и системного подхода о происхождении, становлении и преобразовании нелинейных систем. Она ставит своей целью изучение процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений, протекающих в открытых неравновесных и нелинейных системах.

Основные понятии синергетического подхода :

Самоорганизация – процесс поддержания оптимального функционирования системы, содействующий её самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению.

Открытость – свойство системы, обусловленное наличием у неё коммуникативных каналов с внешней средой для обмена энергией и информацией.

Нелинейность – это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействие извне.

Неравновесность – это качество системы, находящейся в дали от состояния равновесия.

Бифукация (с лат “раздвоение”) – это ветвление путей эволюции, развития открытой нелинейной системы.

Флуктуация (с лат. “колебание”) – это случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, олт её средних значений, ведущих при определённых условиях к образованию новой структуры и системного качества, то есть к возникновению новой системы.

Диссипативные структуры – это новые структуры, возникающие в системе при её удалении от состояния равновесия и рассеивании свободной энергии.

Аттрактор (близко к понятию цель)это относительно конечное, устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе всё множество траекторий движения (развития) системного объекта.

Синергетический подход представляет собой методологическую ориентацию, предполагающую принятие и применение следующих идей:

1. Для возникновения и протекания процессов самоорганизации системы важными предпосылками служат: способность системы обмениваться со средой энергией, достаточная удалённость системы от точки равновесия.

2. Хаос выполняем конструктивную роль в процессах самоорганизации: с одной стороны, он разрушителен, так как хаотические малые флуктуации в определённых условиях приводят к разрушению систем, с другой – он созидателен, так как хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, согласования темпов их эволюции, вывода системы на аттрактор развития. Разрушая, хаос строит, а строя, он приводит к разрушению.

3. Процесс развития происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости. Хотя устойчивость, стабильность, равновесия представляют собой необходимые условия для существования конкретной системы, тем не менее переход к новой системе невозможен без ликвидации равновесия, устойчивости и однородности.

4. Новое появляется в результате бифукаций как непредсказуемое, и в то же время, запрограммированное в виде спектра возможных путей развития, спектра относительно устойчивых структур - аттрактов эволюции.

5. Системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с её внутренним содержанием и логикой развёртывания её внутренних процессов. Внешнее влияние должно согласовываться с внутренними свойствами системы, находиться в состоянии резонанса с ним.

6. Замкнутость системы способна рождать такой тип устойчивости, который может препятствовать её развитию, привести к эволюционному тупику.

Исходя из этого, главным инструментом развития управляемой системы должны быть диалог субъектов системы, метод мозгового штурма при обсуждении сложной проблемы и поиска различных вариантов разрешения проблемной ситуации, методики преодоления стереотипов индивидуального сознания, его культурной замкнутости и дисциплинарно-предметной ограниченности.

Как известно, системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.

Почему необходим системный подход в педагогике

Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью . Последний принцип, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы. Одним из основателей системного подхода считается Карл Людвиг фон Берталанфи – австрийский биолог, проживавший в США с середины прошлого века и изучавший изоморфизм законов в самых разных сегментах научного познания. Также формированием основных принципов системного подхода занимались А.А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер и А. Чандлер . Все эти ученые были достаточно далеки от системы педагогических наук, но именно благодаря их научным работам получил толчок к развитию. Современная концепция системного подхода в педагогике значительно отличается от концепции середины прошлого века, но основа была заложена именно в те далекие годы.

Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим принципам, целям и задачам. Иерархичность это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. Структуризация это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. Множественность предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.

Терминологические отличия

Системный подход в педагогике не следует путать с системой педагогических наук , каждая из которых может быть рассмотрена с точки зрения системного подхода. Система педагогических наук это совокупность различных отраслей педагогики, таких как возрастная, специальная, религиозная и другие. Безусловно, все они составляют единую систему, тесно взаимосвязаны между собой, но каждая из них является не составляющим компонентом, а ответвлением, имеющим собственную систему близкую к фундаментальной науке, но обладающим специфическими особенностями.

Рассматривая педагогику как систему, следует обращать внимание на основные элементы, которые формируют педагогику как фундаментальную научную дисциплину. Главными компонентами педагогики являются воспитание и обучение , однако они тесно взаимосвязаны с другими составляющими. Собственно воспитание и обучение это даже не элементы, а направления или цели педагогики, которых придерживаются все ее компоненты. А суть педагогики заключается в формировании и развитии личности, адаптации ребенка к жизни в обществе, в коллективе, привитие определенных навыков и передача опыта.

Само воспитание включает в себя целый комплекс элементов, таких как передача накопленного предыдущими поколениями опыта, воздействие коллектива и воспитателей, формирование мировоззрения, этических навыков и эстетических взглядов, адаптация личности в обществе и другие. Обучение также содержит множество компонентов, составляющих единую систему.

Изучение предмета педагогики с точки зрения системного подхода предполагает использование двух основных методов – синтеза и анализа . Синтез это разделение объекта на составляющие его компоненты и изучение каждого компонента в отдельности, а анализ это сопоставление всех компонентов и объединение их в единую систему по близким им признакам.

Понимание того факта, что педагогика является очень сложной системой, состоящей из большого количества целей, задач, принципов, форм и методов, это и есть системный подход в педагогике. Воздействие на ребенка с целью воспитания и обучения невозможно без осознания уникальности каждой личности, как в психологическом, так и в физиологическом плане. Кроме того, эффективное воспитание и обучение невозможно без понимания того, что личность в процессе своего формирования может кардинально изменяться под влиянием коллектива, средств массовой информации, книг, фильмов и прочих факторов.

Совокупность этих элементов имеет иерархическую структуру, однако она может значительно различаться со стороны воспитателя и воспитуемого. На взгляд воспитуемого, например, мнение ровесников со двора может оказаться более значимым, чем мнение авторитетных взрослых. Также личный пример родителей может быть для ребенка менее значимым, чем личный пример преподавателя. Воспитатели же, как правило, абсолютно уверены в обратном. Однако современный опыт педагогов подтверждает этот факт.

Системный подход в педагогике позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. При этом выявляются все их сходства и различия, противоречия и связующие характеристики, приоритет одних элементов по отношению к другим, динамика развития каждого элемента и всей системы в целом.

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.

В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Понятие системно-деятельностного подхода и его цели

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Основа ФГОС

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи.

  • Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
  • Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
  • Индивидуальный подход к ученикам.
  • Развитие коммуникативных навыков у учащихся.
  • Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.

Основные принципы

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов, перечень которых приведен ниже. Это методы:

  • деятельности;
  • системности;
  • минимакса;
  • психологического комфорта;
  • творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

Принцип деятельности

Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.

Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.

Принцип системности

Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук.

В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.

Принцип минимакса

Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Принципы психологического комфорта и творчества

Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию

Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.

Основные технологии

Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.

  • Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.
  • Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
  • Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.

Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Применение данного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике. Учитель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов.

Во время первого этапа учитель формулирует содержание и развивающую цель урока. Он должен четко обозначить, чему именно научится школьник на том или ином уроке и как он это сделает, а также объяснить, какую деятельность должен осуществлять ученик для получения и усвоения новых знаний.

Следующий этап – мотивационный. Преподаватель активно применяет методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учеников, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося индивидуально.

После этого следует этап, на котором учитель подбирает содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока. Совместно с учениками проектирует способ, схему и алгоритм решения задачи, поставленной на уроке.

На следующем этапе педагог организует познавательную деятельность и сотрудничество между детьми, а также индивидуальную работу каждого ученика.

На этапе отбора методов обучения преподаватель применяет новейшие методы обучения и показывает ученикам, как нужно добывать информацию из книг, интернета и других источников. Также учит их систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения и нетрадиционные формы уроков.

Последний этап – рефлексия. В это время учитель совместно с учениками подводит итоги урока, анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям. В зависимости от итогов деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.

Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением. Если на уроках перед школьниками будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным. Соответственно программа будет усваиваться активнее. Также ученики лучше поймут взаимосвязь между различными научными дисциплинами.

Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:

  • дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
  • у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
  • дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.

Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя.

Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.

Системно-деятельностный подход в школьных предметах

Дети усваивают школьную программу с различной степенью интенсивности. Некоторые более склонны к предметам гуманитарного профиля. Этим детям легче усваивать такие предметы, как литература, история, обществознание и т. д. Другим легче даются точные дисциплины. Сгладить эти различия помогает системно-деятельностный подход. Математика, физика, химия и другие точные науки будут более понятны детям-гуманитариям, если они будут сами находить нужный материал, систематизировать его, обсуждать проблемные вопросы во время учебных дискуссий. Именно при использовании активных методов осуществляется интеграция различных областей знаний. Также системно-деятельностный подход и его методы помогут освоить гуманитарные предметы тем ученикам, которые имеют математический склад ума и предпочитают точные науки. Таким образом, новые методы и технологии позволяют каждому школьнику осваивать тот обязательный минимум знаний, который предусмотрен ФГОС.

Результаты применения

Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.

К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.

К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.

Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

Значение системно-деятельностного подхода в современном образовании

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию.

Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.

1

Принцип системного подхода к обучению начал анализа позволяет устранить перегрузку школьников и сэкономить определенное действующей программой время на изучение начал анализа, резерв которого можно направить на решение разнообразных задач «школьной» математики или мог бы быть основанием для включения в обязательный математический курс раздела «начала вычисления вероятностей» на углубленном уровне. С помощью системного подхода к обучению, можно сократить время, отводимое на обучение школьников началам анализа действующей программой для общеобразовательных и профильных классов приблизительно на 30%, а для углубленных на 50%.

Современное развитие общество требует качественного преобразования системы образования. Необходимо изучать учебный материал, развивая мышление (интеллект) школьников; воспитывать элементы математической культуры. Средствами достижения этих целей являются усвоение знаний, умений и навыков.

Усвоение теоретических знаний школьниками должно базироваться на пяти формах формирования научного мировоззрения:

  • 1. обучение школьников новому материалу надо строить на основе рассмотрения учебных программ, рассуждения, над решением которых приводили бы их к четкому осознанию того, что известных знаний не хватает для окончательного решения этих проблем.
  • 2. формировать у школьников установок, представлений о том, что математическими понятиями и методами необходимо овладевать в их взаимосвязи и развитии.
  • 3. показывать происхождение понятий и применение формируемых понятий, методов при решении практических прикладных задач.
  • 4. формировать у школьников представления о том, что технологическая, производственная, общественная деятельность людей может служить толчком к появлению новых идей и проблем в математике.
  • 5. формировать у школьников представления о полезной роли абстракции, чтобы переход к абстрактному мышлению, то есть формализации и логическому исследованию, понимался ими как необходимое звено в учебном познании.

В действующих учебных пособиях, посвященным началам анализа, реализуются не все эти направления. Процесс изложения материала представляет, как правило, последовательность теоретических фактов и доказательств этих фактов. Возникает необходимость конструирования системы с учетом системного принципа целенаправленности. Под «системным подходом к обучению» можно принять процесс формирования у школьников современного научного мировоззрения, как мировоззрения предполагающее умение субъекта мыслить системно. «Системный подход к исследованию» - это технология, используемая для разработки «системного подхода к обучению».

Для реализации системного подхода к обучению школьников началам анализа, надо:

  • 1. системно исторически, методологически и экспериментально обосновать тот факт, что понятие «предел функции необходимо изучать не только на углубленном уровне его изучения, но также на общеобразовательном и профильном уровнях.
  • 2. основной задачей, подводящей школьников к понятию производной, должна быть задача по определению «углового коэффициента касательной к графику функции».
  • 3. формулировать понятие производной у школьников, как абстракцию отождествления, по меньшей мере, двух понятий: «углового коэффициента касательной» и «мгновенной скорости», причем, «угловой коэффициент касательной» должно выступать на первом плане.
  • 4. курс начал анализа может ограничиваться только началами дифференциального исчисления (на общеобразовательном уровне).
  • 5. разработать «систему изложения начал анализа». Она должна представлять собой трехуровневую, иерархическую систему, являющуюся учебно-методической основой для решения вопроса профильной дифференциации.

Ее первый уровень соответствует общеобразовательному (базовому) уровню обучения. Учебный и методический материал рассчитан на первый (изучение только начал дифференциального исчисления) и дополнительный (изучение начал интегрального изучения) циклы обучения. Учебный и методический материал служит пропедевтической основой для нового материала ее второго уровня.

Второй уровень содержит ученый материал первого и новый учебный материал и соответствует углубленному уровню обучения. Материал второго уровня служит той же основой для нового материала третьего уровня.

Изложение материала крупными блоками способствует процессу решения последовательности учебных проблем, связанных с элементами поиска, с получением и использованием в этом процессе новых теоретических фактов.

Установлены определенные связи между некоторыми элементами алгебры, геометрии и физики.

Библиографическая ссылка

Утукина М.С. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1095 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»