Как заключить договор на перевозки. Отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки

Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.

В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.

Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?

Отношения сторон, связанные с предоставлением услуг по перевозке грузов, регулируются Главой 40 Гражданского Кодекса РФ <Перевозка>. Так, статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, которым определяются условия перевозки грузов. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК РФ).

Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ "Отранспортно-экспедиционной деятельности", другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).

По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:

Поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;

Экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;

Складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.

При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.

Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.

Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, "идут навстречу" пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.

Рассмотрим порядок оформления таких документов.

Товарно-транспортная накладная или ТТН

Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (Форма 1- Т), утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее - Постановление). Согласно этому Постановлению применять унифицированную Форму 1-Т должны юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.

В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.

Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе "Плательщик" товарного раздела ТТН и в графе "Заказчик (плательщик)" транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.

Путевой лист

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.

Так, заказчиком заполняются отрывные талоны путевого листа, которые служат основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику перевозки. К счету на оплату услуги по перевозке груза прилагается соответствующий отрывной талон. При этом сам путевой лист, в котором повторяются идентичные талону заказчика записи о времени работы автомобиля у заказчика, остается у перевозчика.

Отметим, что в талоне заказчика в графе <Заказчик> Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.

И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?

Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.

Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:

Талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;

Акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.

Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.

Любая хозяйственная операция требует документального оформления. Не является исключением и перевозка грузов, которая должна сопровождаться соответствующим договором. Порядок и условия заключения данного документа определены действующим законодательством.

Порядок заключения договора на грузоперевозки

Договор на перевозку груза может быть заключен с физическим лицом, которое берет на себя обязательства осуществить доставку вверенного груза. Данный договор заключается не только с собственником автомобиля, но и иным лицом, которое должно оказать услугу по перевозке груза. Владелец груза в данном договоре будет именоваться или «заказчиком», или «грузоотправителем». Второе наименование на практике используется в тех случаях, когда груз доставляется третьему лицу, именуемому «грузополучателем». Лицо, перевозящее груз, именуется – «исполнитель» или «перевозчик». Такое расхождение в наименовании сторон вызвано тем обстоятельством, что в отношении услуг грузоперевозок может быть заключен как договор грузоперевозки, так и договор возмездного оказания услуг. Но независимо от этого, порядок и содержания договоров остаются схожими.

Договор заключается в простой письменной форме до начала оказания услуг по перевозке. Заключению договора предшествует период согласования его условий сторонами. Достигнутые соглашения в полном объеме могут быть включены в текст договора, либо часть из них оформляется в виде приложений к нему. Например, в виде приложения может быть оформлен маршрутный лист.

Совет: существует множество типовых форм договора грузоперевозки, но лучше будет на основе типового договора разработать свой вариант, который будет максимально полно отражать особенности перевозки груза либо специфику оказания услуг грузоперевозки.

В договоре на перевозку груза должно быть зафиксировано:

  • Наименование сторон;
  • Наименование груза, его количество и характеристики либо указание, что конкретный груз определяется по заявке;
  • Порядок и условия оплаты;
  • Условия по перевозке груза, а также маршрут – могут быть оформлены приложением к договору;
  • Сроки выполнения договора;
  • Ответственность сторон.

При необходимости стороны могут указать в договоре конкретные условия по перевозке, например, обозначить, что по заявкам заказчика исполнитель выполняет .

В некоторых случаях стороны могут фиксировать факт передачи автомобиля специальным актом. В котором, в отличие от , фиксируется не только марка и модель авто, но и возможность использовать его для перевозки конкретного груза. К примеру, заказчику необходимо доставить 5 тонн песка навалом, а перевозчик направил ему бортовую газель с грузоподъемностью в 2 тонны. В таком акте заказчик фиксирует, что ему предоставлен ненадлежащий транспорт, что дает возможность требовать с перевозчика неустойку.

В содержании договора необходимо определить и его вид: разовый или постоянный. В случае заключения разового договора перевозки груза в нем должны быть отражены все вопросы по оказанию данной услуги. Если же заключается постоянный договор, то он предполагает, что в период его действия исполнитель оказывает неограниченное число грузоперевозок. В таком случае договор должен содержать базовые условия оказания услуги: порядок расчетов, права и обязанности сторон, их ответственность, а конкретные соглашения по каждой перевозке должны определяться дополнительными соглашениями к договору или заявкой, форма которой утверждена договором.

Особенности отдельных договоров грузоперевозки

В последнее время многие перевозчики используют агентскую схему привлечения заказчиков. В большинстве случаев берется типовой , который предполагает практически полное отсутствие ответственности агента и перед перевозчиком, и перед грузоотправителем. В результате этого перевозчик может не получить оплату за свои услуги, а владелец груза – потерять его. Избежать этого можно, включив в договор грузоперевозки еще одну сторону – агента. В таком случае можно прописать его обязательства и ответственность перед каждой из сторон.

При оказании услуг грузоперевозки нередко возникает необходимость и в услугах по экспедированию груза, которые предусматривают организацию его погрузки-разгрузки, оформление перевозочных документов и т.д. Такую работу может выполнять сам перевозчик, но для этого необходимо заключить договор экспедирования или включить соответствующие положения в текст договора на перевозку груза. Например, при необходимости доставить груз в несколько точек целесообразно указать в договоре, что перевозчик осуществляет перевозку груза по установленному маршруту, а также осуществляет разгрузку в установленных точках с документальным оформлением передачи груза. Такой вариант используют многие компании, которые не имеют в штате экспедиторов или собственного транспортно-логистического подразделения. Часто это вызвано причинами экономии, так как отсутствие штатных сотрудников дает возможность минимизировать расходы, потому что нет необходимости платить налоги с заработной платы, выплачивать и т.д.

При заключении договора грузоперевозки необходимо учитывать и особенности владения транспортным средством собственно перевозчиком. Например, если автомобиль находится в лизинге, то имеет смыл запросить у перевозчика подтверждение факта отсутствия задолженности по лизинговым платежам, в противном случае есть вероятность, что лизинговая компания ограничит перевозчика в праве использования автомобиля, что не позволит ему исполнить условия договора. Аналогичная ситуация и с автомобилями, которые приобретены перевозчиком в кредит. Особенно часто берут небольшие компании и частные лица, оказывающие услуги по перевозке груза. Кроме того, некоторые кредитные и лизинговые договоры содержат пункты, которыми запрещается или его использование для оказания услуг коммерческих перевозок.

Если перевозчик использует автомобиль по договору аренды, то необходимо ознакомиться с данным договором, так как не исключена ситуация, что в нем содержится запрет на использование авто в коммерческих целях или иные ограничения, препятствующие нормальному исполнению договорных условий по грузоперевозкам.

Нередко грузовладелец страхует свой груз, в таком случае договор грузоперевозки должен учитывать условия страхования, иначе страховая компания может отказать в возмещении ущерба. Кстати, обязанность застраховать груз может быть включена в условия договора перевозки груза, причем эта обязанность может лежать на любой из сторон. Аналогично стороны могут решить вопрос и с охраной груза, указав в договоре, что перевозчик или заказчик должен обеспечить охрану груза во время перевозки.

Перевозка отдельных видов грузов предусматривает соблюдение определенных требований к лицам, её осуществляющим, к примеру, транспортировка ГСМ требует наличия у водителя специального допуска к перевозке данной категории грузов. В условия договора в таких случаях необходимо включить требование, что персонал перевозчика должен обладать необходимой разрешительной документацией. Лучшим вариантом является приложение копий нужных документов к договору грузоперевозки.

Договор для предоставления услуг по перевозки грузов должен включать в себя полный перечень обязательств между двумя сторонами: заказчиком и перевозчиком.

Такой документ необходим для того? чтобы с юридической точки зрения закрепить договорённости между двумя сторонами: клиентом и исполнителем в сфере грузовых перевозок. Таким образом два лица заключивший договор будут застрахованы в юридическом поле. Если же возникнет нештатная ситуация между перевозчиком грузов и человеком заказавшим услугу, то у обоих сторон будет официальный документ который поможет уладить разногласия в правовом поле, т.е. в судебном порядке.

Для того чтобы документы имел полное право действовать правовом поле необходимо составить его грамотно. Желательно прибегнуть к услугам юриста. На документе должны быть проставлены все печати и подписи обеих сторон. В противном случае документ будет считаться недействительным.

Для того чтобы составить документ необходим как минимум образец такого документа. Его легко можно найти в Интернете либо прибегнуть к помощи консультанта в юридическом компании. Не стоит забывать,что документ который вы найдёте в сети Интернет может быть несколько видоизмененный, либо устареть. Для того, чтобы документ был актуальным, в первую очередь проверяйте дату его создания.

Какие виды договоров на перевозку грузов существуют?

Мы можем выделить два вида договоров о предоставлении услуги по перевозке грузов: одноразовые договора и долгосрочной договора. Одноразовые договора заключается в том случае, когда необходимо довести груз всего лишь один раз до какого либо места назначения. Как только груз доставляется по указанному адресу и происходит передача груза получателю, все отношения между грузоперевозчиком и заказчиком на этом этапе заканчивается.

Долгосрочный договор выгодно заключать компаниям, которые не имеют на базе предприятия собственных транспортных средств. В таком случае для осуществления перевозки грузов долгосрочный договор подписывается с грузоперевозчиками, которые обязуется в определённый промежуток времени (срок действия договора) доставлять грузы и товары по заранее оговорённым с заказчиком маршрутам.

В долгосрочном договоре по оказанию услуг на перевозку грузов записываются все возможные сценарии взаимоотношений между клиентом и исполнителем. Если одна из сторон не соблюдают условия договора, то на неё могут наложить штрафы. Помимо этого, пострадавшая сторона может в одностороннем порядке расторгнуть договор. Чтобы не произошло подобных неприятных моментов, в договоре необходимо зафиксировать все возможные сценарии отклонения от основного договора. Эти ситуации на простом «слэнге» называются «форс-мажор». Тем не менее закрепления подобных моментов в договоре поможет избежать по максимуму всех вероятных внештатных ситуаций, и застраховать исполнителя и заказчика. Итогом составления договора по предоставлению услуг грузоперевозок будет являться обязательства перевозчика доставлять груз вовремя и по указанному адресу, а заказчик обязуется вовремя оплачивать предоставления услуг в полном объеме.

Для чего необходимо заключать договор на перевозку грузов?

Подписание договора о предоставлении услуг на перевозку грузов является достаточно важным этапом в работе между перевозчиком и клиентом. С того момента как исполнитель (перевозчик грузов) подпишет договор, он обязуется, после получения товара для транспортировки, отвечать за его сохранность, вплоть до прибытия груза по месту назначения и передачи его получателю.

В договоре должно быть оговорено ответственность обоих сторон по перевозке грузов. Все нюансы по транспортировке грузов, его порчу, не своевременную доставку, некачественную перевозку, порчу товара, а также другие возможные факторы влияющие на некачественное предоставление услуг по перевозке грузов, должны быть оговорены в документе, который подписывают обе стороны договора. Следует учесть что штрафы за не исполнение своих обязанностей должны возлагаться на обе стороны, которые подписали договор. Таким образом, даже заказчик, в случае не своевременной выплаты по договору в полном объеме оговоренных средств, будет оштрафован. Предметом выплаты штрафов и в этом случае является подписанный договор. Таким образом отказаться выплачивать штрафы не вправе никто. Этот момент строго оговорен в договоре, он подписан сторонами, а значит они признали силу этого договора, а так же закреплен печатями.

Как выглядит договор о перевозке грузов?

Договор о перевозке грузов не отличается от большинства типовых договоров. Правильный договор должен отвечать минимальным требованиям и содержать информацию о:

  • стороны договора;
  • предмет договора;
  • обязанности сторон;
  • ответственность сторон;
  • дополнительные моменты.

Как раз в дополнительных моментах и оговариваются все нюансы взаимодействия между клиентов и заказчиком, в случае возникновения внештатной ситуации. Дополнительные моменты могут быть представлены в виде приложений к договору. В этом случае, если имеется наличие приложения. то в самом договоре необходимо указать о его наличии, номере, и указать, что приложение является неотъемлемой частью подписанного договора. Исключением являются дополнительные договора, заключаемые вне рамках действия основного договора, но и о возможности подписывать дополнительные соглашения, если на то будут какие либо причины — должны быть описаны в основном договоре.

Договор должен обязательно быть подписан обеими сторонами соглашения и заверен печатями предприятия. Важно отметить, что договор составляется в двух экземплярах, и по подписанию его каждая и сторон должна получить свою копию документа.

Что делать, если в договоре присутствует третья сторона?

Эта ситуация не является внештатной. Зачастую отправителем груза является одна компания, получателем — другая. А посредник между ними- как раз выступает грузоперевозчик. В этом случает договор заключается между тремя сторонами и так же как и в описанном выше случает — договор подписывается ВСЕМИ сторонами договора, в данном случае количество подписавших сторон будет три.

Важно учесть, являются ли все стороны договора — гражданами одного государства и находятся ли предприятия подписывающих сторон на территории одного государства. Поскольку идеально работать в одном правовом поле. В случае же, если предприятие одной из сторон находится в другом государстве, то необходимо учитывать юридические моменты предоставления услуг второго государства. Это все должно отражаться в договоре, либо приложении к договору, который будет являться неотъемлемой частью основного договора.

Организация, находящаяся на общей системе налогообложения и занимающаяся строительством, регулярно обращается к ИП с просьбой о предоставлении услуг по транспортировке груза. Договор на транспортные услуги с данным ИП отсутствует. Заявка ИП на оказание услуг по транспортировке груза подается в устной форме. ИП осуществляет грузоперевозки на транспорте, который находится в его собственности, патент на грузоперевозки у него отсутствует. В актах, которые ИП представляет организации, указаны наименование и стоимость предоставленной услуги. Путевые листы также отсутствуют. Должны ли в данном случае отношения между сторонами быть закреплены договором? Есть ли риск у организации при учёте данных транспортных расходов, оформленных таким образом, в расчёте по налогу на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Отношения между организацией и индивидуальным предпринимателем в рассматриваемой ситуации должны быть закреплены договором перевозки грузов, который должен быть заключен в простой письменной форме.

В данном случае нельзя исключать риска предъявления претензий налоговыми органами относительно правомерности признания организацией расходов на перевозку грузов при формировании налогооблагаемой прибыли вследствие их ненадлежащего документального подтверждения.

Обоснование позиции:

Гражданско-правовые аспекты

В соответствии с п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального оформления.

По общему правилу сделка в письменной форме совершается путем составления документа, выражающего ее содержание, и подписания его сторонами (п. 1 ст. 160 ГК РФ). На практике такой документ также именуют договором.

Однако необходимо различать договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, оформленное в устной или письменной форме (договор-сделка), и договор как подписанный его сторонами документ, выражающий содержание такого соглашения (договор-документ).

Договор в письменной форме может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ), так и путем принятия (акцепта) письменного предложения заключить договор (оферты) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, то есть путем совершения лицом действий по выполнению указанных в оферте условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Перевозка грузов осуществляется на основании одноименных договоров, в силу которых перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 784, п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Аналогичные правила закреплены и в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта): заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается транспортной накладной. Форма и порядок заполнения транспортной накладной предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

Иногда судьи рассматривают транспортную накладную как единственный документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом в том смысле, который придает этому договору законодатель в п. 2 ст. 785 ГК РФ (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 N 08АП-8448/11).

Таким образом, составление и выдача отправителю груза оформленной в установленном порядке транспортной накладной означает, что между перевозчиком и грузоотправителем заключен в простой письменной форме. Дополнительно составлять и подписывать отдельный документ, выражающий условия перевозки ("договор перевозки"), в этом случае необязательно, хотя и возможно.

Кроме того, договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя (ч. 5 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Полагаем, что в этом случае заказы и заявки должны оформляться в письменной или электронной форме.

Налог на прибыль организаций

Расходы на приобретение транспортных услуг у индивидуальных предпринимателей в зависимости от их характера могут быть учтены организацией при формировании налогооблагаемой прибыли или в составе материальных расходов, или в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 6 п. 1 ст. 254, пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ), при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности при условии, что они подтверждены документально. В противном случае организация не сможет учесть расходы на перевозку грузов при расчете налогооблагаемой прибыли (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Предъявляя требование о документальной подтвержденности затрат, нормы главы 25 НК РФ не определяют конкретного перечня документов, необходимых для признания в налоговом учете расходов на услуги по перевозке грузов, устанавливая лишь, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (абзац четвертый п. 1 ст. 252 НК РФ).

Учитывая также положения ст. 313 НК РФ и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), можно прийти к выводу о том, что основанием для ведения налогового учета главным образом являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Соответственно, полагаем, что организация может претендовать на включение в расчет прибыли, подлежащей налогообложению, расходов на услуги по перевозке грузов, если они подтверждены первичными учетными документами (смотрите также письма Минфина России от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24663, от 14.12.2011 N 03-03-06/1/824).

Как правило, факты оказания услуг удостоверяются документами, составляемыми исполнителями и подписываемыми сторонами договора.
В настоящее время индивидуальный предприниматель может самостоятельно определить состав и формы первичных учетных документов, которыми будут оформляться факты оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, письмо Минфина России от 11.12.2014 N 02-06-05/64022, информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). При этом формы таких документов должны удовлетворять требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Как следует из условий рассматриваемой ситуации, таким первичным учетным документом в данном случае является акт оказанных услуг, в связи с чем считаем, что при надлежащем оформлении указанный документ может являться основанием для признания организацией в налоговом учете расходов на услуги по перевозке грузов. Подтверждают это и положения абзаца третьего п. 2 ст. 272 НК РФ.

При этом сам по себе факт наличия у организации акта оказанных услуг полностью не ограждает ее от налоговых рисков в случае признания транспортных расходов при формировании налоговой базы. Поясним, чем могут быть обусловлены такие риски.

Налоговые риски

Следует учитывать, что содержание акта оказанных услуг должно не только формально отвечать требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, но и свидетельствовать о реальном оказании организации услуг по перевозке и факте несения ею соответствующих расходов (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 21.03.2011 N Ф10-740/2011 по делу N А23-3022/10А-13-146).

Судьи неоднократно исходили из того, что акта оказанных услуг, не содержащего сведений, детально характеризующих транспортную операцию, и не устанавливающего реальность ее совершения, недостаточно для подтверждения расходов на перевозку груза автомобильным транспортом (смотрите, например, определения ВАС РФ от 21.01.2013 N ВАС-14647/12, от 25.04.2012 N ВАС-4429/12, постановления ФАС Центрального округа от 23.01.2013 N Ф10-5065/12 по делу N А64-5348/2011, от 22.11.2012 N Ф10-3336/11 по делу N А54-5660/2010, ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2012 по делу N А05-8135/2011).

Реальность осуществления перевозки грузов в данном случае наряду с актом могут удостоверять, например, надлежащим образом оформленные:

1. Транспортные накладные (смотрите, например, письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@).

Учитывая, что транспортная накладная по умолчанию не является первичным учетным документом, ее отсутствие в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, не может однозначно свидетельствовать о невозможности признания организацией расходов на перевозку грузов, но с высокой долей вероятности приведет к возникновению налогового спора;

2. Путевые листы.

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Устава автомобильного транспорта).

Путевой лист оформляется, в том числе, индивидуальными предпринимателями на транспортные средства, используемые для осуществления перевозок грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях (п.п. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152).

Осуществление перевозок грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается (ч. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).
Так, например, в путевом листе грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (ч. 5 ст. 11 Устава).

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов (Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).

Это означает, что для целей налогообложения используется в качестве документа, обосновывающего расходы перевозчика на приобретение горюче-смазочных материалов, обоснованность начисления амортизации транспортного средства и заработной платы водителю.

Кроме того, в том случае, когда договор перевозки груза предусматривает оплату услуг перевозчика по повременному тарифу, путевой лист подтверждает и обоснованность расчетов за перевозки грузов (письмо УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 N 20-12/92228). Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику.

Таким образом, путевой лист является первичным учетным документом преимущественно для перевозчика. Поэтому, по нашему мнению, для организации-заказчика в рассматриваемой ситуации наличие путевых листов и (или) отрывных талонов (их копий) не является обязательным для учета расходов на перевозку, ведь, как мы поняли из вопроса, за услуги по перевозке с организации взимается фиксированная плата. Однако наличие указанных документов (их копий) способствует минимизации налоговых рисков.

Данная позиция находит подтверждение и в материалах судебной практики (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 11.11.2010 N Ф09-8930/10-С2 по делу N А60-5762/2010-С6, ФАС Поволжского округа от 21.10.2010 по делу N А49-442/2010, ФАС Московского округа от 03.09.2008 N КА-А40/8214-08, от 05.07.2007 N КА-А41/6086-07, ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2008 N А05-9477/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 N Ф04-3677/2008(6731-А46-26), от 05.03.2007 N Ф04-231/2007(31203-А70-25)).

В то же время есть и примеры судебных решений, в которых судьи посчитали, что необходимым условием для подтверждения транспортных расходов заказчика является наличие, в том числе, путевых листов (смотрите, например, постановления Восточно-Сибирского округа от 09.12.2009 по делу N А33-15933/2008, ФАС Поволжского округа от 10.06.2008 N А55-14580/07);

3. Заявки на перевозки, акты сверки расчетов и иные документы.

Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2010 по делу N А53-1962/2010 достаточными доказательствами выполнения перевозки суд посчитал заявки и акты с указаниями количества рейсов, цены рейса, фамилии водителя, осуществлявшего перевозку, марки и номера автомобиля, подписанные сторонами без замечаний к качеству оказанных услуг, платежные поручения о частичной оплате оказанных услуг (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2010 N Ф07-11409/2010 по делу N А42-8914/2009, от 29.04.2010 N Ф07-1290/2010 по делу N А05-6342/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2010 по делу N А17-8322/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2010 по делу N А63-2767/2010, ФАС Уральского округа от 13.07.2010 N Ф09-5214/10-С5 по делу N А76-12705/2009-2-755, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2010 по делу N А27-21652/2009, ФАС Дальневосточного округа от 24.11.2009 N Ф03-6328/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 N 18АП-1900/2009).

К сведению:

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, в частности в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 1, пп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом переход на указанный специальный налоговый режим осуществляется предпринимателями добровольно (п. 2 ст. 346.44 НК РФ). Соответственно, предприниматель, оказывающий услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, может и не иметь патента на осуществление этого вида деятельности.

Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.

К основным документам относятся договор перевозки и договор транспортной экспедиции. В чем взаимосвязь двух видов документов и основные отличия, а так же какой именно договор предпочтителен в той или иной ситуации, читайте далее.

Понятия предмета

Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.

Договор перевозки заключается между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией (ИП, частным лицом), которое будет перевозить груз (пассажиров) в пункт назначения.

За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.

Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:

  • товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
  • обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.

Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.

Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).

При заключении договора транспорта одна сторона, именуемая фрахтовщиком, обязана предоставить другой стороне, называемой фрахтователем, транспортное средство с водителем или экипажем для перевозки пассажиров или груза в пункт назначения. При этом все основные условия устанавливаются по договоренности между сторонами.

Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.

В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:

  • сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
  • слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.

Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.

Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:

  • договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
  • договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
  • агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.

В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.

К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:

  • поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
  • экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
  • складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.

Как прописано в законодательстве

Подробности заключения и исполнения договора перевозки регламентируются главой 40 Гражданского Кодекса, а договор транспортной экспедиции главой 41 этого же документа.

Гражданский Кодекс, как основной документ при заключении различных видов договоров:

  • конкретно определяет понятие каждого документа;
  • регламентирует стороны, которые могут быть участниками договора;
  • подробно описывает права и обязанности сторон, а так же ответственность за неисполнение существенных условий заключенного договора;
  • рассматривает вопросы, связанные с разрешением споров.

В чем общие моменты

Договор перевозки и экспедиторский договор являются:

  • взаимными, так как после заключения документа у обеих сторон возникают индивидуальные обязанности;
  • возмездными, то есть в результате оказания определенных услуг одной из сторон получается оплата;
  • публичными, предлагаемые для всех предприятий, занимающихся определенной сферой деятельности на одинаковых условиях;
  • реальными, при возложении на перевозчика дополнительных функций экспедитора.

Реальным считается договор, по условиям которого одной стороной производится передача предмета договора (в данном случае грузов или пассажиров) другой стороне.

Конечная цель заключения обоих видов договоров – это перевозка груза до получателя. Оба документа заключаются на основании письменного заявления заказчика, которому требуется перевести груз (пассажиров).

Форма любого договора – письменная с наличием реквизитов, подписей и печатей организаций (ИП).

Различия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:

Фактор Договор перевозки Договор экспедиции
Цель документа Осуществление перевозки груза, доверенной заказчиков и владельцем до места назначения Организация перевозки и сбор документов для ее осуществления
Предмет договора Перевозка, проводимая на конкретном транспортном средстве в определенное время Оказание посреднических услуг при перевозке
Стороны договора Заказчик – исполнитель
Договор является основанием для перевозки
Заказчик – посредник – исполнитель
Договор является стимулом к действию по осуществлению перевозки
Обязанности исполнителя Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения без повреждений Экспедитор обязан:
  • найти перевозчика, который согласится на проведение операции;
  • собрать документы, требующиеся для осуществления перевозки;
  • проследить за отправкой и получением груза;
  • при необходимости произвести сопровождение груза в пути

Таким образом, можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции. Заключение договора перевозки входит в обязанности экспедитора при предоставлении услуг заказчику.

Как выбрать и какой заключить договор

Выбор вида договора обуславливается следующими факторами:

  • наличием (отсутствием) у заказчика свободного времени для самостоятельного поиска перевозчика и заключения соответствующего договора. При ограниченном временном интервале целесообразнее обратиться за помощью к профессиональным экспедиторским организациям;
  • наличие в штате организации – заказчика лица, отвечающего за перевозку груза, его погрузку, разгрузку, составление маршрута, сбор документов. При отсутствии квалифицированного сотрудника лучше воспользоваться услугами профессионалов, способных в кратчайшие сроки организовать перевоз груза и сбор документов;
  • категории стоимости. При ограниченном бюджете компании – собственника груза, все вопросы, связанные с перевозкой желательно решать самостоятельно;
  • необходимость в предоставлении дополнительных услуг, оказываемых исключительно экспедиторскими компаниями: сопровождение грузов, представительство на таможне (относится к международным перевозкам), контроль за погрузкой и разгрузкой и так далее.

Договор транспортной экспедиции считается более выгодным, так как при его заключении можно получить целый комплекс услуг, включая непосредственную перевозку груза.

Однако договор перевозки является более конкретным документом, чем договор экспедиции, что значительно снижает риски заказчика перевозки и возможность возникновения споров.

И договор на перевозку груза, и договор транспортной экспедиции требуется заключить, чтобы доставить груз (пассажиров) из пункта отправки в пункт назначения.

Первый документ является более определенным и вызывает наименьшее количество разногласий, так как в договоре четко указываются все основные аспекты.

При заключении второго вида договора следует предельно внимательно отнестись к перечню услуг, оказываемых экспедитором, сроки оказания посреднических услуг и осуществления перевозки и иные существенные факторы. Выбор вида договора является правом собственника груза.

Видео: Виды договоров в транспортной экспедиции.mp4