Значение игры в жизни ребёнка старшая группа. Роль игры в жизни ребёнка

Светлана Кравченко
Значение игры в жизни ребёнка

«Значение игры в жизни ребёнка » .

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».

Н. К. Крупская

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение . Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок впервые получает урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение , если принять во внимание, что будущее ребёнка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общих целей.

За последние годы в дошкольных учреждениях Российской Федерации усилилось внимание к игровой деятельности детей, игра заняла должное место в воспитательном образовательном процессе. Много сделано и делается по созданию условий для её развития.

Наблюдения показывают, там где воспитатели правильно определяют место игр, создают спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к людям труда, к Родине.

Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка , источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В последнее время в дошкольных учреждениях педагоги стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд; в народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Особое место в жизни детей занимают театрализованные игры . Сколько здесь подлинных переживаний, горячих чувств! Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры : в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества. Учитывая это, воспитатели создают все необходимые условия для проявления и развития у детей художественных способностей.

В настоящее время значительно больше стало воспитателей, которые умело, с педагогическим тактом направляют детские игры , правильно понимая психологию играющих детей. В группах у таких воспитателей малыши играют, поют, инсценируют сказки, танцуют, устраивают кукольные спектакли. Воспитатель знает, что если с его помощью дети уже в младшем дошкольном возрасте научатся организовывать досуг весело, обретут бодрый эмоциональный настрой, у них разовьётся способность в будущем радоваться жизни . Деятельная, бодрая, товарищеская атмосфера непременно поможет пробудить у каждого ребёнка чувство радости от общения с другими детьми, будет способствовать укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Все дидактические игры в дошкольной педагогике можно разделить на три основных вида : игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры .

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни . Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка : самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни . Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Используемая литература :

«Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» , под ред. М. А. Васильевой

«Дидактические игры в детском саду » , А. К. Бондаренко

«Чего на свете не бывает?» , под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой

«Гуманизация воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста», разработано А. В. Силаевой

«Игровые занимательные задачи для дошкольников» , З. А. Михайлова

Программа «Истоки»


ПОИСК ПО САЙТУ

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу.

Но даже в первую свою работу по обслуживанию себя ребенок вносит много игры. Постепенно ему поручаются всё более сложные работы, которые имеют значение для всей семьи. Все же игра в это время является главным занятием ребёнка, и наиболее его интересует.

В школьном возрасте работа выходит на первое место, появляется ответственность, она связана с ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, близко стоит к его будущей общественной деятельности. Но и в это время игра кажется ребенку интереснее работы, ему хочется отложить работу и поиграть.

Есть много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Это категория людей, гоняющихся за удовольствиями, меняющих работу на приятное времяпровождение. Они принесли из детства игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки, - это явилось результатом неправильно организованной игры. Но это не значит, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить к работе Это скорее вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Надо не устранять игру, а правильно организовывать ее. Надо руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо понимать, что такое игра и чем ее отличие от работы.

Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа.

Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая работа похожа на плохую игру.

Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это верно: в игре не меньше ответственности чем в работе. Отличие игры от работы лишь в том, что работа является участие человека в общественном производстве, в создании общественных ценностей. У игры нет подобных целей, но она имеет к ним косвенное отношение: она готовит человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

В любой хорошей игре обязательное есть рабочее усилие и усилие мысли.

Игры маленького ребенка - в основном, комнатные игры, в которых основное место занимают игрушки. Ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками, чужие игрушки ему не нравятся. В это время развиваются личные способности ребёнка. Не пугайтесь, что, ребёнок играет один, сейчас ему нужны игры в одиночестве, но важно не упустить время когда ребенок должен перейти к играм, где большее значение имеет общение со сверстниками.

На этой стадии центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

Игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили, лошадки, куклы, мягкие игрушки и пр.

Готовая игрушка хороша тем, что она постепенно знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она развивает ребёнка к технике и сложного человеческого хозяйства. Поэтому готовая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения.

Игрушечный автомобиль в руках ребенка настраивает его воображение на определённые ассоциации с транспортом, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и уходу. Родители должны наблюдать, чтобы развивающие стороны этой игрушки были замечены ребенком, чтобы он не увлекался только ее механичностью и удобством.

Очень важно, чтобы ребёнок не гордился тем, что у других детей нет таких хороших игрушек, а у него их много, Вообще такие игрушки полезны только тогда, когда ребёнок не бережет для того, чтобы похвалиться перед друзьями, а с ними играет, и играет при не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном процессе. Машины должны что-нибудь перевозить, Маленькие фигурки должны куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны спать, кушать, менять наряды, ходить в гости. В мире детской игры есть большой простор для фантазии, и чем шире и серьёзнее используется этот простор с такими игрушками, тем лучше. Если медвежонка место, только тормошат и потрошат и кидают, это очень плохо. Но если у мишки есть свое место, своя определенная роль в игровом царстве, это уже хорошо.

Другой тип игрушек это игрушка полу-готовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.

Этот тип игрушки хорош тем, что перед ребёнком ставится задача - обычно такая, которую можно решить с известным напряжением и усилием, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, логика, понятие о правильном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти почти всегда одни и те же, однотипны и быстро надоедают ребенку.

Игрушка-материал: глина, пластилин, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди. и т.д.

Различные материалы - представляют самый дешёвый и самый эффективный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к человеческой деятельности: из материалов человек создаёт материальные и культурные ценности. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже зародилась культура игры и зарождается культура деятельности. В игрушке-материале есть много от реальной жизни, но в то же время есть место для фантазии, не простого мечтания, а творческой фантазии. Если есть кусочки стекла, из них нужно сделать окна, а для окон нужно придумать рамы, следовательно, для рам нужен дом. И наоборот.

Считается, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у вашего ребенка есть одна - две механические игрушки, не нужно покупать больше.

Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы ребёнок терялся в обилии игрушек. Пусть он из небольшого количества организует игру.

Если вы купили ребёнку маленькую лошадку и он хочет на не что - то перевозить, ему понадобится тележка. Не торопитесь покупать ему ее, нужно чтобы он сам её сделал из подручных. Если он ее сделает, прекрасно - цель игры достигнута. Но если ему требуется много тележек, вторую можно и купить.

Самое главное добиться следующего:

Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

Чтобы он доводил свою деятельность до конца, а не бросался от одной задачи к другой.

Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Особое внимание нужно уделить отношению ребёнка к игрушке. Он не должен ломать игрушку, должен любить её, но, в тоже время, не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась.

Надо прийти на помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда могут поправить положение. Надо попытаться починить поломанную игрушку и никогда не выбрасывать её раньше времени.

Есть и другие типы игрушек, которые предназначены для детей которые, уже умеют играть с простыми развивающими игрушками, и они хотят решать более сложные творческие задачи.

В этом им могут помочь металлические, пластмассовые и другие конструкторы, комплекты для сборки различных моделей, в том числе и действующих, научно - познавательные наборы, как например набор выращивание кристаллов – который сочетает в себе интересную, игру приобщение к загадочному миру природы и получения навыков научного опыта. В наборе имеются все необходимые приспособления и компоненты для проведения этих опытов самим ребенком. Выращивание кристаллов- это очень увлекательный и красивый процесс, и если у ребенка хватит выдержки дождаться результатов, он будет очень рад, что своими руками создал такое многообразие форм и оттенков цветов. Набор содержит подробную инструкцию, информацию о минералах и процессе выращивания минералов. Существуют и другие научно - познавательные наборы для детей из области физики, химии, оптики.

Кто то раньше, кто то позже, но всех детей игра в одиночку перестает интересовать как раньше и они переходят к групповой игре. Родители должны помочь ребёнку в этот довольно трудный период. Расширение круга друзей должно происходить в обстановке наиболее благоприятной. Обычно этот переход происходит в виде повышения интереса ребёнка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе.

Лучшим в это время будет такое положение, когда в группе ребят во дворе есть немного постарше, который пользуется у них авторитетом и будет организатором более молодых.

Трудность здесь в том, что дети уже не играют на глазах у родителей, а в своем детском сообществе. Этот период продолжается до 11-12 лет, ребенок уже в это время учится в школе.

Здесь родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, и подружился со сверстниками. Вы должны внимательно изучить, что это за дети. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, есть ли чего нибудь плохого в их играх.

Зачастую бывает, что инициатива одного родителя во дворе помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой катаются с обледеневшей мусорной кучи. Договоритесь с другими родителями или одни помогите ребятам насыпать настоящую горку. Сделайте своему сыну простые деревянные санки, и вскоре и у других ребят появится что-либо подобное.

В этот период очень важно общение родителей между собой, что к сожалению происходит не часто. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива; будет очень полезно, если и их родители вместе так же организованно будут руководить ими.

Часто дети ссорятся, дерутся и жалуются друг на друга. Большая ошибка родителей, если они сразу же принимают сторону своего ребенка и сами ввязываются в ссору с родителями обидчика, даже если ваш ребёнок пришёл в слезах. Спокойно расспросите спокойно вашего сына или дочь, представьте себе картину пришествия. В основном виновата бывает не одна сторона. Объясните своему ребенку, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно искать мирные выходы из конфликтов. Обязательно найдите достойный способ помирить вашего ребёнка с противником, пригласите обидчика в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его родителями, выясните все до конца.

Вы должны уже видеть перед собой не только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой детский коллектив и воспитывать его вместе с другими родителями. Только в тогда вы принесёте пользу и вашему ребёнку. Он увидит, что вы проводите общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего хуже агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает плохие качества характера у ребёнка, подозрительность и слепой эгоизм.

Школьная пора

Школа привносит в жизнь ребенка более широкий круг друзей, новые сферы интересов и новые виды игровой деятельности, строгий режим и чёткую организацию. Если во дворе ребенок тоже уже член детского общества, в котором нет ни строгой дисциплины, ни общественного контроля. В школе появляется и то и другое.

Ребенок начинает участвовать не только в игровых мероприятиях, но и деловых и учебных. Поэтому и игра в этот период принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с целями физического развития, правилами, а самое важное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины. Но и здесь у родителей остаются рычаги для влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности.

Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личными успехами, главным же образом, гордость успехом команды или коллектива. Будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери. Нужно пресекать хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Необходимо выработать у ребенка спокойное отношение к удачам и неудачам.

Ошибки родителей по отношению к детским играм.

Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру.

Часто родители слишком много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, игровые задачи часто решают раньше, чем их решит ребёнок.

В этом случае играют больше родители, чем ребёнок. У таких родителей дети не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё могут делать хорошо. У них развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.

Если вы подарите ребёнку заводную игрушку и будете сами заводить её и пускать, а ребенок смотреть и радоваться, - эта игра никуда не годится. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, в игре нет его участия. Если ребёнок будет играть только в такие игры, он вырастет пассивным, привыкшим смотреть на чужую работу, не умеющим вносить в работу творческий момент, боящийся трудностей. Игра без усилия, игра без активной деятельности - плохая игра.

Игра не должна занимать всю духовную жизнь ребёнка, необходимо развивать и трудовые навыки. Родители должны воспитывать стремление к полному удовлетворению, преодолению трудностей, развивать воображение.

Игра должна быть такой, чтобы в ней воспитывались те психические и физические навыки, которые будут необходимы для будущей работы.

Многие родители считают что дело в в количестве игрушек. Они тратят большие деньги на игрушки, заваливают детей разнообразными игрушками и гордятся этим. Дети таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - играют без увлечения, портят и ломают игрушку и требуют новых.

«Роль игры в жизни ребенка»

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?

Игра — это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно — детям. Игры любые — подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо. Если бы об этом выводе знали все взрослые (родители, воспитатели и учителя), говорить об этом, конечно, не стоило бы. К сожалению не все знают.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.

Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.

Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.

Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий — это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.

Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений. В игре ребенок чувственно приобщается к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.

Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно — ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.

В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д.

В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.

“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей — помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности.

Для чего нужны игры детям? Развитие и воспитание детей в игре. Виды игр, классификация игр.

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра — особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить обще-ственный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняю-щихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.

Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложно-сти других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Завирюха С.Б. воспитатель МБДОУ №48 п. Мегет

статья

Игра в жизни ребенка

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?

В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Роль игры в воспитании личности.

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть, а после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда" И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: "Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого".

Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных систем и современные примеры использования игры в учебной и воспитательной работе.

Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка.

Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труда ребенка по распознаванию и узнаванию, научению координировать свои действия, выражать чувства, состояния и др.

Скорее всего, это даже хорошо, что хоть в этом возрасте взрослые обращают большее внимание на организацию игр с детьми - того вида деятельности, в котором в наибольшей степени возможно целенаправленное развитие детского организма.

Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: "игра - забава, установленная по правилам; играть - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья" (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.); "...играть - резвясь, забавляться, развлекаться" (Ожегов С. И. Словарь русского языка.); "...игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе" (Советский энциклопедический словарь).

Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр, в том числе и игр взрослых людей. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. В историческом плане игра - дитя труда.

Однако такое представление об игре не может полностью удовлетворить воспитателя или, тем более, исследователя педагогического процесса. В самом деле, почему деятельность ребенка, который, играя в песочнице, строит "город" с "улицами", "машинами", "скверами", взрослые считают непродуктивной деятельностью ради потехи, отдыха или подготовки к будущему труду? Правда, все созданное ребенком ненастоящее, игрушечное. Но ведь и взрослые изготавливают игрушки на фабриках, но считают эту свою деятельность продуктивной, хотя и производят не настоящие, а игрушечные предметы.

К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями". Здесь мы видим более глубокое понимание игры, чем даже в современных определениях, в которых суть ее видится лишь в копировании детьми действий взрослых: "Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности"?

Подобные определения, подчеркивающие неутилитарность игровых действий детей, наличие аналогов в реальной действительности неуместны в характеристике детской игры. Разве действия взрослых не имеют аналогов в реальной жизни? Тем более, что главным "продуктом" игры ребенка является то или иное изменение, развитие формирующихся личностных качеств, определенное новообразование личности. В играх с предметами, ролевых и сюжетных, спортивных, строительных, конструкторских и др. дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и т.д.

Таким образом, для педагога и психолога игра (детская игра) выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словарях и справочниках, - это деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: "Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры".

Играть дети начинают очень рано - фактически с первых дней своей жизни. В прошлые времена в жизни россиян игра занимала особое место. Ее значение в воспитании было огромно, мир игры - "...это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга".

В раннем детстве, впервые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П.Ф.Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей - поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов - игрушек). В этих играх, которые Ж.Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение.

На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т.п. Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:

    определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);

    строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности, (не только двух-трехмесячный, но и двух-трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения); чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка;

    обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.

По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям.

Разделение игр-развлечений П.Ф.Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время:

    развлечения, развивающие, прежде всего память (рассматривание картинок с изображением известных предметов, букв, цифр);

    развлечения, вызывающие мыслительную деятельность (рассматривание сюжетных картинок, сравнение предметов по различным признакам, посещение доступных для понимания экспозиций, экскурсий);

    развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств (рассматривание картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями, трогательными взаимоотношениями).

Педагогические условия положительного воспитательного влияния развлечений те же, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование силы и продолжительности воздействия, разносторонность одновременного воздействия. Однако учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, но постоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясь всемерно о предоставлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности, о создании условий для развития самодеятельности.

С полутора-двух лет важным развлечением для детей становится слушание сказок, историй, изложения событий и происшествий. Сначала это рассказывание кратких сказок и историй об известных ребенку персонажах и предметах, а затем и более длинных и сложных по сюжету. Знакомство с детскими книжками возбуждает интерес к чтению, которое в дальнейшем может стать прекрасным развлечением, способствующим духовному обогащению.

В практике семейного воспитания (а иногда и общественного - в детском саду, в школе) забота о повышении физических и интеллектуальных нагрузок проявляется зачастую в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений: большом количестве дорогих игрушек, картинок и книжек, изображающих предметы и явления, которых ребенок еще не видел, частых экскурсиях с обилием новых впечатлений и т.п. Воспитательная ценность таких развлечений сомнительна, несмотря на большой труд воспитателей и видимость активности воспитанников. Детям интересно играть с игрушками простыми, более даже не собственно с игрушками, которые невозможно изменить, а с материалом, который легко трансформируется, превращается ребенком во что-то новое. Именно поэтому младенец с большим удовольствием и достаточно долго играет с клочком ваты, который он разрывает на кусочки, наблюдая за результатом, и отказывается от казалось бы красивых игрушек. Точно так же и дети постарше подолгу и с удовольствием играют с пластилином, кубиками, бумагой, красками и недолго играют с дорогими игрушками, ценя в них не игровые, а иные качества. И лишь в школьном возрасте наблюдается осознанное стремление к игрушкам сложным, близким по своему устройству к реальным объектам (работающие модели машин, подвижные игрушки с дистанционным управлением и т.п.), хотя очевидно и то, что это стремление наступает в таком возрасте, когда ребенок не удовлетворяется сложностью игрушки. Его интересует реальный объект. Игрушка не становится заменителем объекта и быстро недоедает, а играет ребенок по-прежнему с простыми.

Развивающееся воображение позволяет ребенку в игре наделять предметы вовсе не свойственными им функциями, моделировать сложные жизненные отношения с использованием самого примитивного материала (стул - автомобиль, пассажиры - игрушки и т.п.). Ж.Пиаже назвал такие игры символическими. Они наиболее характерны для детей в возрасте от 2 до 6 лет, хотя играют в них дети и более раннего, и более позднего возраста. Одобрение этих игр, поощрение принимаемых ребенком ролей и характера их исполнения, тактичная коррекция и направление деятельности, равно как и участие взрослых в детских играх являются непременным условием их воспитательной эффективности.

Необходимость освоения системы человеческих отношений и стремление к участию в этих отношениях - отношениях взрослых приводят растущего ребенка к использованию игр со все большим психическим содержанием. На смену воспроизведению в движениях и действиях встречающихся предметов и лиц приходит воспроизведение взаимодействий, отношений, характеров. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Вторые более сложны по сравнению с первыми и характеризуются не только наличием роли (ролей), но и развивающегося сюжета с началом, некоторым разнообразием действий и их завершением каким-либо результатом (вылечили больного, прилетели на воображаемую планету, вырастили и убрали урожай и т.п.).

По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями) игры ролевые и сюжетно-ролевые требуют от ребенка значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл в них систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться, обогащаться. Усложнение содержания детских ролевых и сюжетно-ролевых игр зависит от обогащения детских представлений об окружающем мире, от знаний о растениях и животных, о людях и машинах, об отношениях между людьми.

Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре, воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.

Обеспечение многообразия впечатлений, представлений и знаний о мире и разносторонности их использования в игре важно и в плане актуализации тех знаний и способов деятельности по их использованию, где ребенку сопутствует наибольший успех и к которым соответственно развивается наибольший интерес. Проявление и развитие индивидуальности облегчается многообразием игр: "опробывание" себя в различных видах игровой деятельности, в различных ролях позволяет ребенку найти то, что наиболее ему интересно и посильно.

Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, как строительно-конструкторские (конструктивные). Действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности. Наблюдения свидетельствуют о наличии определенных различий в отношении мальчиков и девочек к конструкторским играм, особенно к выбору материала для них. Мальчики чаще выбирают строительство, механику, вообще чаще играют в эти игры. Девочки больше обращают внимание на конструирование одежды, приготовление пищи и т.п. Разделение на традиционно мужские и женские виды деятельности становится заметным достаточно рано. Этому способствует сознательно или неосознанно формируемая взрослыми атмосфера, ориентирующая ребенка в мире вещей и явлений вполне определенным образом. Но эти разные направления развития "женских" и "мужских" игр не имеют принципиальных отличий в отношении формирования инициативы и творчеств развивающейся личности.

Побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности - вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.

Используемая литература при написании статьи:

    Журналы: "Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду".

    В.П.Шашкина "Роль игры в воспитании личности".