Эссе профессиональное обучение как фактор социализации. Профессиональное образование как фактор трудовой социализации молодежи

Эссе на тему «Социализация студентов в период обучения в вузе»

Прежде чем, начать разговор о социализации студентов в период обучения в вузе, следует выяснить, что же такое социализация, определить её стадии и факторы на неё влияющие.

Социализация - сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в разнообразных социальных взаимодействиях.

Смысл социализации раскрывается в таких процессах, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

Проанализировав подходы различных психологов и социологов к определению стадий социализации, наиболее лаконичным и верным я нахожу следующий:

· дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

· трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

· послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности

Каждый студент, только поступив в вуз, сталкивается с рядом проблем к новой обстановке во время присвоения новой социальной роли и адаптации к новым условиям деятельности

Социализация студенческой молодежи в процессе обучения включает не только усвоение знаний и умений, но приобритение навыков жизни во взрослом обществе, приобретение социально-психологической и профессионально значимой направленности, обеспечивающих успешную деятельность как результат самореализации. Существует огромное количество факторов, влияющих на социализацию студентов в период обучения в вузе: экономические (Сложное материально - финансовым положением студента и его семьи, очевидные различия в имущественном, финансовом положении разных студентов, Неопределенностью трудоустройства), политические (модель проведения государством политики влияет на всех его граждан), социальные (например, перемены при переходе к рыночной экономике возникает ряд проблем, как безразличие к социально-неполноценным людям), так же моральные и культурные. Но помимо внешних факторов, на процесс адаптации студентов к взрослой жизни оказывают индивидуально-личностные факторы (характер, воспитание)

Поэтому вуз берёт на не малую ответственность при таком сложном, и очень важном процессе. Ведь обществу нужны реализующие свои таланты люди, которые не только хорошо выполняют свою работу, но и вносят вклад во всеобщее развитие и благосостояние.

По моему мнению особая роль принадлежит здесь творческой деятельности, организуемой в процессе учебной и внеучебной деятельности, которая выступает в качестве основы для достижения необходимого уровня активности в познавательной деятельности, а также создания межличностных отношений, позволяющих снять проблемы социальной студентов в группе.

Развитие творческого потенциала студента связано не только с решением проблемы адаптации к вузовскому обучению, но и в связи со становлением молодого специалиста как личности

На примере БГЭУ, я проиллюстрирую педагогическую деятельность, которая способствует социализации студентов в период обучения. В каждой академической группе есть куратор, который не только регулирует учебный процесс, но и помогает студентам справиться с трудностями, возникающими в процессе обучения, организует культурно-массовые и образовательные мероприятия, где каждый студент может проявить себя.

Внутри БГЭУ действует Студенческий клуб , где каждый может выбрать хобби себе по душе, а так же развить свой творческий потенциал. Такие органы студенческого самоуправления, как Студсовет , играют немаловажную роль в процессе привлечения студентов к организации учебного процесса.

Считаю важным упомянуть также МО БРСМ , несмотря на то, что многие считают деятельность этой организации формальной, она принимает активное участие в помощи студенческой самореализации. Профсоюз на уровне университета так же отстаивает позиции студентов перед государством, и даёт социальную поддержку. В нашем университете существует так же психологическая служба, которая помогает решать многие проблемы, но основная из них как раз таки социализация.

В заключение хотелось бы добавить, что социализация в период обучения в вузе играет важнейшую роль в развитии каждой личности. Она может проходить как естественно и легко, так и сложно и проблематично. Ведь обучение в вузе - это переходный момент между юностью и зрелой жизнью. Поэтому очень важно уделять этому процессу достойное внимание, не только со стороны перечисленных мною выше элементов вуза, но и самих преподавателей, которые в свою очередь должны быть как учёными, так и педагогами.

УДК 316.3:378

А.Н. Тесленко

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Образование рассматривается как одна из подсистем общественных отношений, являющихся естественным отражением многообразных социальных процессов транзитного общества. Проведенный анализ профессиональной подготовки показывает отсутствие целостной модели молодого специалиста, что сказывается на результате его социализации. Показано, что ценностные ориентиры образовательных программ высшей школы являются ведущим фактором профессиональной социализации специалиста.

VALUE ORIENTATION OF EDUCATION AS A FACTOR OF YOUNG PROFESSIONAL SOCIOLIZATION

Education is looked upon as one of the social connections brunches in this article and as a natural reflection of different social processes of a transiting society. Analysis of a professional training problem shows that in absence of integral specialist model of graduates, adversely affects young people socialization. Author shows the value orientations of high school’s curriculum as one of the powerful factor of future specialist socialization.

Образование как одна из подсистем общественных отношений является естественным отражением разноообразных социальных процессов транзитного состояния общества. Поэтому в условиях разрушения многих психосоциальных механизмов, обеспечивающих эмоциональную устойчивость общественной жизни, с одной стороны, и реформирования и усложнения задач, решаемых в период трансформирования общества -с другой, встает со всей остротой проблема социализации личности, ее ценностного ориентирования в духе демократического общежития, рыночной экономики.

Анализ проблемы подготовки молодых специалистов разного уровня свидетельствует, что отсутствие целостной модели специалиста сказывается на процессе его социализации. Ибо, без соответствующей интериоризации гуманистических ценностей как на рациональном, так и эмоциональном уровне не может быть полноценного в профессиональном отношении работника. Цель данной статьи: раскрыть ценностные ориентиры образовательного процесса вузов, готовящих специалистов для различных отраслей экономики, как одного из мощнейших факторов социализации будущего работника.

В XXI веке процессы глобализации, мультикультурное общество, стремительный экономический, научно-технический прогресс предъявляют новые требования к образованию (в первую очередь проявлять заботу о расширении возможностей для повышения образовательного уровня в профессиональной сфере). Традиционно дидактико-методическая декомпозиция сферы образования определяется такими элементами как:

Обучение (базовое, профессиональное);

Поддержание и повышение квалификации специалистов.

Обучение - это последовательный процесс формирования знаний, умений и навыков, который опирается на соответствующие учебные курсы по дисциплинам, разбитые на лекции, семинары, практические и лабораторные занятия и т.п., а также:

Использует, в основном, планирование обучения для группы студентов;

Применяет промежуточный и завершающий контроль (экзамены);

Имеет достаточно большой срок обучения.

Поддержание и повышение квалификации специалистов предполагает:

Определение пробелов в подготовке каждого специалиста;

Проведение восстанавливающего обучения с индивидуальным планированием обучения;

Первоначальную подготовку специалиста;

Обучение новым технологиям;

Проведение тренировок по отработке действий в редко возникающих или кризисных ситуациях;

Осуществление обучения в сжатые сроки или без отрыва от служебной деятельности.

К сожалению, система знаний и социальных отношений достигла такого уровня

сложности, что образовательная система стала жертвой трех бед: чрезмерное накопление знаний, анахронизм и неприспособленность к жизни. Погоня за количеством знаний во всех областях приводит к тому, что выпускник вуза не умеет отобрать нужного. Анахронизм в системе образования происходит из-за того, что высшая школа не успевает за постоянным обновлением, модернизацией знания. Неприспособленность системы образования к жизни ощущается всеми, как только молодые специалисты сталкиваются лицом к лицу с реальными проблемами. Если традиционно образование считалось делом обучения, то сегодня, а еще более в будущем, образование обозначает постоянный процесс самообучения.

Современная система образования должна совместить многообразие функций в реализации следующих целей:

Получение знаний;

Обучение преодолению нежелательных импульсов и деструктивного поведения;

Постоянное пробуждение личного творчества и способности воображения;

Обучение исполнению ответственных ролей жизни общества;

Обучение общению;

Развитие глобального взгляда на мир;

Тренировка операционности и способности к принятию решения .

Последние четыре пункта ранее совершенно игнорировались классическим

образованием и наиболее ценны с точки зрения подготовки молодых специалистов, их социализации в условиях постоянно меняющегося рынка труда.

Правильно построенное содержание образования определяет важнейшие моменты в социализации демократического человека, который способен воспринимать разные точки зрения, может ставить проблемы, поднимать нерешенные вопросы и точно так же обладает конфессиональной и мировоззренческой терпимостью. Существует и другая кардинальная проблема - предъявление обществу той стоимости, которую создает образование. Этот вопрос до настоящего времени не ставился, поскольку предполагает, с одной стороны, определенное общественное отношение к образованию, а, с другой стороны, отношение образования ко всем существующим системам практики. Именно образование сегодня является важнейшей технологией социализации и воспитания молодежи, ее подготовки к освоению новых, отсутствующих сегодня в Казахстане профессий постиндустриальной эпохи. С этой точки зрения, следует рассматривать образование как интегральную составляющую социальной политики.

В основу профессиональной подготовки и социализации личности будущего специалиста должен быть положен системный личностно-деятельностный и индивидуально-творческий подход. С позиции системного подхода все звенья учебновоспитательного процесса вуза должны максимально стимулировать активное состояние всех основных структурных компонентов личности студента в их единстве. Реализация личностно-деятельностного подхода предполагает моделирование в процессе профессионального обучения и воспитания студента характерных особенностей профессиональной деятельности. Индивидуально-творческий подход, преодолевая массово-репродуктивный характер современного образования, выводит его на личностный уровень, обеспечивает выявление и формирование у студентов творческой индивидуальности.

Процесс формирования личности в условиях вуза, на наш взгляд, может быть интегрирован как некая стратегия (концепция), которая реализуется на следующих принципах:

Единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности в рамках национальной программы гуманизации и гуманитаризации образования;

Учет важнейших тенденций развития и функционирования социума;

Фундаментализация образования во взаимосвязи с его практической направленностью;

Психолого-педагогическая модернизация профессиональной подготовки студентов;

Вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки специалиста в соответствии с требованиями настоящего и прогнозами на будущее;

Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса, предполагающая развитие активности, инициативы и творчества участников педагогического процесса, внедрение различных форм самоуправления .

В соответствии с этими принципами необходимо пересмотреть содержание и технологию образования в вузе.

Содержание образования составляет массив учебной информации и алгоритмов формирования умений и навыков специалиста, получающих отражение в учебных программах. Оно должно обеспечивать органическое единство прикладных, фундаментальных и методологических знаний, составляющих основу профессионализма и общей культуры, широкой ориентации в подходах к постановке и решению новых проблем и задач.

Сегодня необходимо позаботиться о том, чтобы по своему содержанию профессиональная подготовка стала практическим человекознанием, только так можно привить гуманистические ценности и нормы культуры. Все достижения духовной сферы жизни должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры учебно-воспитательного процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие будущих специалистов .

Непременным условием социализации личности является опыт деятельности в демократически организованном процессе обучения и воспитания, отказ от традиционной структуры взаимодействия преподавателей и студентов. Инновационные образовательные технологии предусматривают установление педагогически целесообразных взаимодействий субъектов образовательного процесса, отбор и применение стимулирующих самостоятельность студентов активных форм и методов профессиональной подготовки, регулирование процесса взаимодействия средствами познания и самопознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля. Такого рода взаимоотношения складываются на основе самостоятельности студентов и

добровольности признания ими стимулирующей роли преподавателя, которое проявляется в стремлении учиться у него, общаться с ним, подражать ему.

Большими возможностями располагает диалогизация педагогического процесса, которая требует преобразования суперпозиции преподавателя к подчиняющей позиции студента в равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с тем, что преподаватель не только учит и воспитывает, но и стимулирует, актуализирует стремление студента к общему и профессиональному развитию, создает условия для его самостоятельного движения в этом направлении.

Требует принципиального решения и культурологическая составляющая подготовки студентов как фактор социализации личности. В частности, необходима большая работа по формированию читательских интересов молодежи, пропаганда лучших образцов классической и современной музыки, киноискусства и т.п. Многое предстоит в этой связи сделать для создания в вузе соответствующей социокультурной среды.

Необходимо отметить, что возможность реализации вышеуказанных целей, главным образом, зависит от модели специалиста, динамически отслеживающей изменяющиеся требования общества к содержанию и уровню подготовки. Одним из главных результатов социально-психологического анализа системы профессиональной подготовки должно явиться создание профессиограммы будущего работника, отражающей собой комплексное видение основных сторон этой деятельности, а также личностных качеств, которые в ней реализуются . В основе любой профессиограммы лежит целостная система энергетических свойств личности, формирующих его деятельностную позицию, и самореализации, то, что психологи называют личностным потенциалом . На наш взгляд, структура личностного потенциала молодого специалиста состоит из трех основных элементов: психофизиологического, трудового (профессионального) и креативного (творческого) потенциалов (см. рисунок).

Психофизиологический потенциал работника определяется психологическими и физическими возможностями, в основе которых лежат врожденные (генетические) задатки, которые при благоприятных условиях могут развиться в способности личности (общие, специальные, практические). Работоспособность в этом плане является важнейшей из практических способностей, ее психофизиологический механизм определяется типом высшей нервной деятельности личности, темпераментом, эмоционально-волевой сферой и детерминирован действием таких социальных механизмов, как социализация и воспитание.

Личностный потенциал работника

Работоспособность

Психофизиологический потенциал <-> Трудовой потенциал Творческий потенциал

|- Задатки _Тип высшей нервной деятельности - Темперамент -> Эмоциональноволевая сфера Способность и готовность Г" к профессиональной деятельности - Профессиональные знания ->- Профессиональные умения |- Уровень интеллекта _ Креативные способности - Потребности и способности к самореализации

Профессиональные навыки

Мотивы профессиональной деятельности

Идентификация с коллективом

Лидерские способности

Личностные особенности работника

Личностный потенциал молодого специалиста

Трудовой потенциал работника представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы в выбранной профессии. Профессиональная деятельность включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную,

организационную и удостоверительную. Поэтому главным критерием данного потенциала является профессиональная компетенция специалиста, складывающаяся из его профессиональных знаний, умений и навыков. Уровень использования служебного потенциала конкретного работника определяется также структурой мотивов его трудовой деятельности: без удовлетворения первичных потребностей, выраженных в достаточной заработной плате, комфортных условиях труда и т.д. реализация вторичных (самореализация и др.) не возможна. Наконец, степень актуализации трудового потенциала специалиста во многом определяется уровнем его идентификации с коллективом, с системой власти в целом.

Основу творческого потенциала составляют креативные способности. Они понимаются как способность генерировать, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации, т. е. непосредственно связаны с такими психологическими явлениями, как воображение, интуиция, неосознанные компоненты умственной деятельности. Существенным моментом является увлеченность своей работой, состояние вдохновения (подъема и напряжения духовных сил человека).

Таким образом, уровень развития личностного потенциала работника, так же как и степень соответствующей ему эффективности служебной деятельности, зависит не столько от какого-либо одного элемента, сколько от способа их интеграции, внутренней сбалансированности всех элементов, ставящих его на качественно новую ступень социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. СПб.: Питер, 1999.

2. Кинг А. Первая глобальная революция: Доклад Римского клуба / А. Кинг, Б. Шнайдер // Радикал. 1991. № 51-52. С. 42-48.

3. Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан. Алматы, 1994.

4. Тесленко А.Н. Социализация молодежи: смена парадигм / А.Н. Тесленко. Астана: ЕНУ, НИЦ «Евразийство», 2002. 132 с.

5. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента / В.И. Шуванов. М.: Интел-синтез, 1997. 280 с.

Тесленко Александр Николаевич -

кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины»

Института управления (г. Астана, Республика Казахстан)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной педагогики

Курсовая работа

ШКОЛА КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

Выполнила:

студентка 3 курса, СГФ

Аяяя. Ф.Ф.

Научный руководитель:

д.п.н., профессор Ипппп К.Р.

Магнитогорск – 2008 г.


Введение

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется качественными изменениями приоритетов и ценностей в общественном сознании, что не могло не затронуть образование и педагогическую науку в целом. Социально-экономическая и политическая нестабильность в стране отражается на развитии сферы культуры и образования, затрудняя социализацию молодого поколения. Противоречия между объективной потребностью российского общества в формировании личности, способной не только адаптировать общечеловеческие ценности, но и вырабатывать собственные ценностные ориентации и реальным уровнем состояния общественной жизни становится очевидными. Особую тревогу вызывает неготовность молодежи, в том числе учащихся общеобразовательных школ, к восприятию общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей и традиций народов России.

Бездуховность, ориентиры на западные образцы жизни, потеря культурных народных корней, рост преступности, насилия - все это печальные реалии современного российского общества.

Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты. Характер «семейной болезни» приобрел алкоголизм. За последние семь лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов - в 17,5 раза. Наркотики проникли в школы, вузы, их можно без труда купить на дискотеке, рок концерте, просто на улице. От них никто не застрахован. Наркоманами становятся как дети из бедных семей, так и из очень обеспеченных. Распространение наркомании повлияло и на рост ВИЧ-инфицированных. Ежегодно растет их число среди беременных и детей (20, 4) Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у 30% средства массовой информации. Только у 20% школа, у 10% улица. Все это уже является своеобразным результатом разобщения требований социальных институтов, а, следовательно, негативными, виктимогенными последствиями социализации подрастающего поколения.

Процесс социализации подрастающего человека изменился, – превратившись от относительно направляемого в стихийный. Где требования семьи, школы и других социальных институтов разобщены, а иногда и противоречат друг другу.

В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Проблема социализации была поставлена в науке в конце прошлого века. Наиболее пристально она стала изучаться, начиная с 30-х гг. нашего столетия, а к началу 70-х гг. превратилась в одну из самых актуальных проблем человекознания.

Однако проблемы социализации подростков, особенно в условиях образовательного учреждения в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Среди научных кругов большое внимание проблеме девиантного поведения и социализации подрастающего человека в современном обществе уделяли Василькова Ю.В., Змановская Е.В., Мудрик А.В., Галагузова М.А., Шакурова М.В. и другие. Все они поднимают вопрос о защите подростка, как со стороны общества, так и со стороны государства, реабилитацию их социального статуса, созданию благоприятных условии для успешной социализации ребенка. Их исследования раскрывают особенности развития школьника как субъекта педагогического процесса, взаимодействия учебно-воспитательной системы с процессом социализации.

Таким образом, остро назревает необходимость систематизации управления процессом социализации ребенка институтами, занимающимися воспитанием.

Актуальность проблемы социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее пределами, так и разрушением взаимодействия семьи и школы, как единого составляющего в процессе социализации.

Цель исследования: изучить проблему влияния школы на социализацию ребенка

Объект исследования: процесс воздействия образовательного учреждения на социализацию ребенка.

Предмет исследования: социализация ребенка в условиях образовательного учреждения.

Задачи исследования:

· анализ научно-методической литературы по данному вопросу;

· рассмотреть общеобразовательную школу как институт социализации и воспитания;

· выявить реальное состояние проблемы социализации детей в образовательном учреждении.

Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ), опросные методы (анкетирование, тестирование).

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

1. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Ведущими же условиями являются успешное воспитание и образование человека (19, 47).

Социализация и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.

В связи с этим обычно различают определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой. Основы функционирования на каждом из этапов закладываются в институтах социализации, важнейшим из которых является школа.

Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений (8, 18).

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социализации, связанные, в конечном счете, с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью. Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления.

Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы.

В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности общества.

Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее социальной и нравственной ответственностью.

У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная ответственность. Разумное устройство общества предполагает взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности общества перед личностью.

Элементы социальной структуры личности:

1. Способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющейся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, социально-бытовая.

При этом труд должен рассматриваться, как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы.

2. Объективные социальные потребности личности.

Личность - органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека, как общественного существа. Личность может осознавать, или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение.

3. Способности к творческой деятельности, знание, навыки, именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования, как личности.

Причем, творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые на первый взгляд, творческими не назовешь. Например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество, и создаются различные машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество - отличительная черта человека, как личности.

Образование - составная часть и одновременно продукт со­циализации. Образование стоит на фундаментенаучения , которое происходит в ходе социализации. Его отличие от процессов спон­танного научения заключается в целенаправленном и ускорен­ном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьмикультуры , т.е. правил поведения, мышления, знаний и техноло­гий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколе-нию 1 .

Цель образования - внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) обуча­ющихся. В образовании объединяются обучение ивоспитание , обес­печивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Развитие личности происходит в процессе непрерывного обра­зования (дошкольное, общее, профессиональное и последиплом­ное). Цель непрерывного образования - становление и развитие личности как в периоды как ее физического и социально-психо­логического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и воз­можностей.

Повышение уровня образования определяется социально-по­литическими, экономическими и культурными условиями обще­ства. Наиболее тесна взаимосвязь образования и культуры. Инду­стриальное общество существенно обогатило культуру, расшири­ло ее границы. Производство материальных ценностей стало час­тью культуры. Промышленная революция привела к возникнове­нию практико-ориентированного образования. Постепенно на первый план вышли два вида образования: общее, направленное на освоение социокультурных технологий и воспитание личнос­ти, и функциональное, ориентированное на освоение индустри­альных технологий и становление работника. Оба вида оформи­лись в начале ХХ в. как общее и производственное образование. Последнее постепенно трансформировалось в профессиональное образование.

В конце ХХ-начале XXI столетия происходит переход к по­стиндустриальному обществу. Развитие информационных техно­логий, появление мультимедиальных средств отражения реальной и ирреальной действительности, широкое распространение психо-

1 См.: Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М.Бим-Бада. - М., 2002.

технологий серьезно изменят культуру, утвердят новую цивилиза­цию. Образование как социокультурный феномен становится ре­шающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью. Можно предположить, что на смену общему и профессиональному образованию придет целостное, совокупное личностно-развивающее. Основанием для такого пред­положения служат следующие тенденции развития современного образования :

    Каждый уровень образования признается органической со­ставной частью системы непрерывного образования. Эта тенден­ция постепенно реализуется путем создания интегративных обра­зовательных учреждений, объединяющих гимназию (лицей), кол­ледж, университет (возможны также другие варианты преемствен­ных уровней общего и профессионального образования).

    В образование широко внедряются информационные техно­логии, включая мультимедиа и виртуальные технологии. Их при­менение существенно изменяет традиционное когнитивно ориен­тированное обучение. Компьютеризация и технологизация обра­зования значительно расширяют интеллектуальную деятельность обучаемых.

    Происходит переход от жестко регламентированной органи­зации образования к вариативному, блочно-модульному, контек­стному обучению 1 . Эти формы обучения предполагают высокий уровень развития учебной самостоятельности, способности к са­мореализации и самообразованию.

    Взаимодействие педагога и обучаемого изменяется, приоб­ретая характер сотрудничества. И педагог, и обучаемый становят­ся равноправными субъектами образовательного процесса.

    Постепенный переход от преемственности всех уровней об­разования к целостному совокупно-интегрированному образова­нию предполагает совместную ответственность за процесс и ре­зультат образования, предусматривает способность к самоопреде­лению - действенной компетенции в сфере принятия решений в непрерывно изменяющихся социальных, культурных, образова­тельных и профессиональных ситуациях.

Эти тенденции характеризуют современное состояние образо­вания в развитых странах и обусловливают принципы его рефор­мирования в начале ХХI столетия.

Основные принципы развития образования :

– смыслообразующим фактором проектирования образования становится развитие личности обучаемого. Центрация образования на становление личности обусловливает принципиально новые организацию, содержание образования и технологии обучения;

1 См.: Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный под­ход. - М., 1991.

– целью образования провозглашается формирование компе-тентностей, компетенций и социально значимых качеств обучае­мого как личности, способной к самоопределению, самообразо­ванию, саморегуляции и самоактуализации;

– дифференциация содержания и организации процесса обра­зования осуществляется на основе учета индивидуально-психоло­гических особенностей обучаемых, их потребностей в самореали­зации;

– обеспечивается преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и высшего) с ориен­тацией на целостное образование. Ядром реализации этого прин­ципа провозглашается развивающаяся личность обучаемого, ко­торая станет фактором междисциплинарной интеграции содер­жания и технологий обучения;

– адекватность уровней образования и культуры обеспечива­ется вариативным, личностно-развивающим характером содержа­ния образования и технологиями обучения.

В материалах по проблемам модернизации образования опре­делены следующие приоритеты образования :

– развитие новых стандартов образования, тематическим яд­ром которых станут ключевые компетентности, ключевые компе­тенции, социально значимые и метапрофессиональные качества обучаемых. Провозглашенный компетентностный подход станет основой проектирования нового содержания образования и поис­ка новых образовательных технологий;

– формирование межкультурной компетенции, которое долж­но стать основой толерантного образа жизнедеятельности людей, преодоления их социальной разобщенности, ментальной несов­местимости;

– обеспечение непрерывного образования в течение всей жиз­ни человека путем формирования познавательных компетенций;

– воспитание социальной компетенции - развитие способно­сти к кооперантной деятельности, формирование умения жить, учиться и работать в группе, команде, коллективе, умения пре­дупреждать конфликты и др.;

– инициирование самоактуализации и самоопределения обу­чающегося в процессе обучения, подготовка его к свободному выбору альтернативных сценариев жизнедеятельности.

Образование как процесс осуществляется в обучении и уче­нии, которые образуют единство. Обучение - это целенаправ­ленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы (общеобразовательной, средней специальной и высшей), учреждений повышения квалификации и др. Реализуется обуче­ние в педагогической деятельности учителя, преподавателя, мас­тера производственного обучения, инструктора.

Способность обучаемого к присвоению социокультурного опыта называется обучаемостью, а результат процесса обучения - обу-ченностью.

Образование как результат представлено в двух ипостасях. Прежде всего результат образования фиксируется в форме стан­дарта. Современные стандарты образования определяют содер­жание и объем знаний и умений, включают требования к каче­ствам человека, которые должны быть сформированы при изу­чении данного учебного предмета. В целом стандарт образова­ния отражает оптимальный уровень социокультурного опыта, который должен приобрести обучаемый по окончании учебного заведения.

Второй составляющей результата образования является обра­зованность человека: уровень его подготовленности, совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуаль­ных, поведенческих качеств и социокультурный опыт. Образо­ванность может быть как общей, так и социально-профессио­нальной.

Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, повышает его социально-профессиональную мобиль­ность, закладывает основу конкурентоспособности в меняющих­ся условиях жизни.

Существуют две трактовки образования:

образование как передача и освоение социокультурного опыта , реализуемое посредством технологий, обеспечивающих достиже­ние эталонных результатов обучения (знания, умения и навыки), осуществляемых на основе специально переработанного содержа­ния и критериального контроля;

образование как непрерывный процесс развития человека от рождения до старости, реализуемое с помощью технологий, обес­печивающих формирование и развитие компетентностей, ком­петенций, социально и профессионально значимых качеств, оцен­ка которых осуществляется на основе критериального монито­ринга.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в теории и практике представлены три парадиг-мы 1 профессионального образования: когнитивно, деятельностно и личностно ориентированная. Рассмотрим их возможности в профессиональном образовании.

В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: поста-

1 Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосы­лок, определяющих конкретное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе.

новка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения - осуществляется как квазиисследовательская дея­тельность. Личностные аспекты обучения сводятся к формиро­ванию познавательной мотивации и познавательных способнос­тей, а также к накоплению опыта смысловых, ценностных и эмо­циональных оценок поведения других людей и своего собствен­ного.

Цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков. Учебный предмет рассматривается как своеоб­разная «проекция» науки и практики, учебный материал - как дидактически «препарированные» научные и технологические зна­ния.

Образование понимается как трансляция социокультурного опыта новому поколению. Главное - информационное обеспече­ние личности, а не ее развитие, оказывающееся «побочным про­дуктом» реализующейся учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельнос­ти. Педагогические концепции этой парадигмы: традиционная, академическая, репродуктивная и т.п.

С идеологической, управленческой и экономической точек зре­ния это наиболее эффективный и предпочитаемый подход. С пси­холого-педагогической точки зрения это «личностно отчужден­ное образование» (М.М.Поташник).

Деятельностно ориентированная парадигма образования имеет отчетливо выраженную функционалистскую направленность. Ори­ентирующую роль в этой парадигме выполняет социальный заказ общества на образование. Являясь частью социальной практики, образование, особенно профессиональное, должно «помнить» о своем месте в политическом, социокультурном и экономическом развитии общества. Целевая установка образования в рамках дея-тельностно ориентированной парадигмы формулируется однознач­но: образование по своей функции является социокультурной тех­нологией формирования знаний, умений и навыков, а также обоб­щенных способов умственных и практических действий, обеспе­чивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Деятельностно ориентированная пара­дигма нашла свое отражение в концепции развития начального профессионального образования.

Применение деятельностно ориентированной модели образо­вания оправданно при изучении профессиональных, специаль­ных дисциплин и, конечно, в процессе производственного обуче­ния и производственных практик. Эта парадигма в наибольшей мере ориентирована на подготовку учащихся в системе начально­го профессионального образования.

Когнитивно и деятельностно ориентированные парадигмы на­целены в основном на достижения качества образования, пони-

маемого как обученность и социально-профессиональная подго­товленность.

Центральным звеном личностно ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых.

Эта парадигма образования в наибольшей степени адекватна философии открытого образования. Она предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и са­моразвитие и самоактуализацию личности. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, образо­вание по сути своей должно быть вариативным, предоставлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов.

Личностно ориентированное образование основывается на сле­дующих принципиальных положениях:

– признается приоритет индивидуальности, самоценности уча­щегося, который изначально является субъектом профессиональ­ного процесса;

– технологии профессионального образования на всех его сту­пенях соотносятся с закономерностями профессионального ста­новления личности;

– профессиональное образование имеет опережающий харак­тер, что обеспечивается формированием социально-профессио­нальной компетентности и развитием экстрафункциональных ка­честв будущего специалиста в процессе учебно-профессиональ­ной, квазипрофессиональной, производственной и кооператив­ной деятельности;

– действенность профессионально-образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды;

– личностно ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

Критериальная база личностно ориентированного обучения строится на отслеживании сформированных психологических но­вообразований: ценностных ориентаций, психоэмоциональной и интеллектуальной сфер, социально значимых качеств и способ­ностей. Психолого-педагогические преимущества личностно ори­ентированного образования бесспорны. Но в современных поли­тических и социально-экономических условиях оно не может быть реализовано в полном объеме. К факторам, сдерживающим его внедрение в образовательную практику, относится прежде всего государственная политика в сфере образования - ориентация на обученность и планируемые результаты, определяемые образова­тельными стандартами. Следует также иметь в виду ожидания

субъектов образования, которые хотят видеть его осязаемые, оче­видные результаты (поступление в вуз, профессиональная подго­товленность и как следствие трудоустройство, наконец, просто образованность).

Внедрение личностно ориентированного образования во мно­гом затруднено его непроработанностью на инструментально-тех­нологическом уровне: содержание образования должно строиться на основе субъективного опыта обучаемых, но как проектировать такое содержание обучения, неизвестно; ориентация на цели-век­торы образования (обучаемость, социализация, самоопределение, самоактуализация, саморегуляция, развитие индивидуальности) также технологически не обеспечена.

Не решена проблема критериев и измерителей результативно­сти личностно ориентированного обучения. Педагогический мо­ниторинг используется лишь в образовательной практике и усту­пает по своей инновационной доступности технократической оцен­ке знаний, умений и навыков (особенно в связи с широким рас­пространением дидактических тестов) в других образовательных парадигмах.

Таким образом, личностно ориентированное образование с го­сударственно-управленческой позиции крайне сложно и дорого, с педагогической - технологически не обеспечено.

Чтобы определить возможности каждой из парадигм образова­ния в профессиональной подготовке учащихся, проведем их срав­нительный анализ по основным классификационным признакам 1 (табл. 29).

Все рассмотренные парадигмы образования в настоящее вре­мя востребованы профессиональной школой. Их выбор опреде­ляется учебной профессией и специальностью, содержанием учеб­ной дисциплины, профессионально обусловленным опытом пе­дагога.

Инновационные компоненты рассмотренных образовательных парадигм - ключевые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональнные качества. Их реализация потребует разработки нового содержания профессионального образования и введения новых государственных стандартов, ориентирован­ных не на исходные программные материалы, а на результаты образования, включающие данные ключевые компоненты. Раз­витие этих многомерных социально-психологических и профес­сионально-педагогических образований также вызовет необхо­димость создания новых технологий и средств обучения, воспи­тания и развития, иной организации учебно-профессионального пространства.

1 См.: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. - С. 25-31.

Jj Таблица 29

Классификационные параметры основных парадигм образования

Параметры

Парадигма

когнитивно ориентированная

личностно ориентированная

Целевые ориента­ции

Формирование знаний, умений и навыков, основ научного ми­ровоззрения, всестороннее раз­витие учащихся, социально-нравственное воспитание обу­чаемых

Формирование знаний, уме­ний и навыков, обобщенных способов умственных и прак­тических действий, способ­ностей, черт характера и дру­гих качеств, обеспечивающих успешность практической (социальной, трудовой, ху­дожественно-прикладной) деятельности человека

Становление и развитие личности обучаемого, его познавательных способностей, формирование обоб­щенных, универсальных знаний и способов учебных действий, опора на субъективный опыт обучаемого. Психологическое сопровождение образования и помощь в самоопре­делении и самореализации личности

Психоло­гическая теория (концеп­ция) обучения

В основе лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обуче­ния, опирающаяся на когнитив­ную психологию. Тематическим ядром является положение о том, что обучение определяет психическое развитие учащегося. Индивидуальный подход заклю­чается в приспособлении учеб­ного материала (содержания обучения) к индивидуально-психологическим особенностям

Опирается на представление о структуре целостной дея­тельности (мотивы - цели - условия-действия) и теорию планомерного формирования умственных и практических действий. Акцент на обучен-ности учащихся - уровне сформированности знаний, умений и навыков. Психиче­ское развитие рассматривает­ся как условие подготовлен-

Базируется на теории развивающего обучения, основывающейся на признании диалектической взаимо­связи обучения и развития: обучение опережает психическое развитие, развитие определяет успешность обучения. Концептуальным ядро - положение о развитии обобщенных способов учебных действий и само-регулируемом учении. Индивидуаль­ный подход означает учет потенци­альных возможностей учащихся при

учащихся. Учащийся - объект педагогического воздействия

ности учащегося. Индиви дуальный подход выражается в том, что каждому обучаю­щемуся предоставляется воз­можность продвигаться в учении в наиболее благопри­ятном для него темпе, с уче­том его познавательных и профессиональных способ­ностей. Учащийся - субъект управления с помощью ди­дактических средств: направ­ляющих текстов, технологи­ческих карт, программиро­ванного учебника, юнитов и др.

определении содержания обучения

Принципы обучения

Научность, систематичность, до­ступность, прочность, сознатель­ность, активность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей

Ориентация на развитие дея-тельностных структур, прио­ритет дидактики и методики, сочетание индивидуальной работы с групповыми фор­мами, учение в индивиду­альном темпе и стиле, адап­тация дидактических средств к познавательным возмож­ностям учащихся, обеспече­ние обратной связи

Приоритет индивидуальности лич­ности, гуманизация и демократиза­ция педагогических отношений, максимальный учет субъективного опыта обучаемых

Продолжение табл. 29

Парадигма

Параметры

когнитивно ориентированная

деятельностно ориентированная

личностно ориентированная

Характерны блочно-модуль­ная компоновка содержания обучения и адаптация его к индивидуально-профессио­нальным особенностям раз­личных групп обучающихся. Образовательные программы четко ориентированы на конкретный вид и уровень деятельности

Содержание обучения главным об­разом направлено на формирование личностно значимых способов учебно-профессиональной деятель­ности с учетом субъективного опы­та обучающихся. Образовательные программы отражают не только знаниевый компонент, но и психо­логическое содержание основных сфер человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло), а также личностные особенности обучаю­щихся

Темати­ческое яд­ро образо­вательной парадигмы

Ключевые компетентности - совокупность знаний по учебные предметам, а также умений по выполнению дидактически ори­ентированных заданий. Ключе­вые компетентности надпредмет-ны, т.е. включают также умствен ные процессы, интеллектуальные умения и жизненный опыт

Ключевые компетенции - [ общая способность личности мобилизовывать в деятель­ности свои знания и умения, а также обобщенные спосо­бы выполнения действий. - Ключевые компетенции име­ют экстрафункциональный характер, включают деятель-ностные знания, умения и способности, необходимые

Метапрофессиональные качества - общепредметные и общепрофессио­нальные знания, умения, навыки, а также способности и качества, обес­печивающие успешное освоение новых видов деятельности, социаль­но-профессиональную мобильность и динамичность. Метапрофессио­нальные качества многомерны, так как включают знания, умения, навы­ки, субъективный опыт, социально-

для успешной адаптации и выполнения разнообразных взаимосвязанных видов дея­тельности

профессиональные качества

Техноло­гии обу­чения

Доминируют объяснительно-ил­люстративные методы обучения. Широко используются способы активизации познавательной дея тельности. Преобладающий стил взаимодействия педагогов с обу­чающимися - авторитарный

Доминируют информацион­ные (дидактоцентрические) технологии обучения, осно-- ванные на концепции инте-> риоризации, характеризую щей переход внешних дейст­вий в умственные. Главное - формирование системы ум­ственных и практических действий. Преобладающий стиль взаимоотношений пе­дагогов с учащимися - адап­тивный

Доминируют антропоцентрические технологии обучения, основанные на теориях развивающего и проб­лемного обучения. Акцент делается на формировании обобщенных спо­собов учебно-профессиональной деятельности и организации само­регулируемого учения. Преобладаю­щий стиль взаимоотношений педа­гогов с учащимися - гуманно-лич­ностный

Критерии оценки результа­тов учения

Количественная пятибалльная оценка знаний, умений и навы­ков по учебным предметам. Требования к оценке: индивиду­альный характер, дифференци­рованный подход, систематич­ность контроля, объективность, гласность. Отметка служит сред­ством принуждения, психологи­ческого давления на учащегося. Итоговый анализ учебно-профес

Сочетание поэтапного конт­роля знаний, умений и на­выков на зачетах и экзаме­нах, проводимых в форме испытаний: собеседования, тестирования, самоятельной работы, программированного опроса и т.д. Компьютерное тестирование уровня обучен-ности дополняется диагнос-- тикой психического развития

Отслеживание (мониторинг) разви­тия основных подструктур личности: направленности, компетентности (обученности), познавательных спо­собностей, профессионально важ­ных качеств и психофизиологиче­ских свойств. Важное значение при­дается самоконтролю и самооценке, которые становятся психологической основой рефлексии учебно-профес­сионального развития личности

Окончание табл. 29

Парадигма

Механизмом стимулирования инновационных поисков путей реализации новой стратегии образования может стать технология оценки деятельности образовательного учреждения при его атте­стации и аккредитации.

Внедрение в практику работы профессиональной школы ин­новационных подходов позволит существенно улучшить качество образования, повысить его экономическую эффективность, обес­печить социально-профессиональную защищенность личности.

Функционирование социального института образования связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям. Вместе с тем круг задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества - подготовка индивидов к размещению их по определённым социальным позициям в социальной структуре общества и формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодёжь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему.

Важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости, - это установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и в трудовой деятельности. Профессиональный цикл жизни начинается в тот момент, когда люди еще очень молоды, и часто завершается уже в преклонном возрасте. Большинство исследователей относят возраст от 15 до 25 лет к периоду становления конкретной профессиональной идентичности. В это время юноши и девушки пытаются разобраться в своих потребностях и возможностях и, основываясь на результатах такого самоанализа, рассматривают подходящие для них варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно уже подбирают профессию и начинают ее осваивать.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - определяет как успешность обучения в учебном заведении, так и будущие успехи на профессиональном поприще, это основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Говоря о сущности профессионального самоопределения, Н.С. Пряж-ников подразумевает «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации».

В общем, можно утверждать, что самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей развивается в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном и может рассматриваться, по крайней мере, на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях по Е.А. Климову: гностическом и практическом.

Для юношеского возраста ценностно-ориентационная деятельность является ведущей. Такая деятельность дает «не чисто объективную, а объективно-субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях». Ценностно-ориентационный аспект профессионального самоопределения представляет собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, поиск своего призвания. Действительно, развитие профессионального самоопределения тесно связано с формированием согласованной, непротиворечивой системы ценностных ориентаций; определением в ближней и дальней перспективе будущего условий и способов реализации промежуточных и конечных жизненных и профессиональных целей, соответствующих собственным способностям и возможностям, посредством составления жизненного плана и включения в него плана профессионального; формированием в сознании индивида целостного образа «Я», в том числе и образа профессионала.

Изучение проблем молодежной занятости является традиционным для общественных наук, но в настоящее время эта тема особенно актуальна в связи с новыми характеристиками рынка труда, возникшими в результате структурных сдвигов в экономике. Ориентации на труд в условиях складывающегося рыночного общества в нашей стране обладают рядом особенностей, главной из которых является трудность реализации такого выбора, в котором бы гармонично сочетались предпочитаемый вид труда, его оплата и престижность.

Нами была предпринята попытка изучения мотивации выбора профессии и учебного заведения учащимися Шахтинского кооперативного техникума коммерции, бизнеса и права, имеющая цель выявить намерения и ориентации учащихся в отношении образования и будущей профессии.

Опрошено 50 респондентов в возрасте 17-19 лет.

Обоснование выбора профессии представлено следующей оценочной шкалой:

1. у меня есть склонность к этому виду деятельности;

2. данная профессия поможет мне приобрести достойный социальный статус;

3. посоветовали родители;

5. работа по данной профессии может обеспечить меня материально;

6. посоветовали друзья и сверстники.

Можно отметить, что в выборе профессии большое значение имеют интерес к ней, индивидуальные способности и склонности к данному виду деятельности.

Начало профессионального обучения предполагает наличие состоявшегося субъекта выбора профессии, характеризующее степень зрелости личности. По мере продвижения профессиональной подготовки представление о профессии формируется и развивается в перспективе целостного жизненного пути индивидуума. Значительная часть респондентов призналась, что на выбор профессии решающее влияние оказали другие лица - родители или знакомые, работающие по данной профессии, что свидетельствует о несформировавшейся собственной профессиональной идентичности.

Среди мотивов выбора существенна доля таких, как социальный престиж профессии и высокий заработок. Как известно, престижность является важнейшим фактором профессионального выбора. Сама «престижность» определяется степенью уважения к данному объекту, а также предполагаемым влиянием человека, овладевшего данным объектом или данной деятельностью.

Причины, по которым было выбрано именно данное учебное заведение, расположены респондентами по следующей оценочной шкале:

1. престижное учебное заведение;

2. хороший преподавательский состав;

3. достаточно легко поступить;

4. недалеко от дома;

5. мнение родителей;

6. здесь учатся друзья.

Наибольшее количество баллов набрали такие факторы, как хороший преподавательский состав и престижность учебного заведения. Далее среди аргументов следуют: «легко поступить» и «недалеко от дома». Определенную роль при выборе учебного заведения сыграло мнение родителей и друзей. Таким образом, явно наблюдаются притязания учащейся молодежи к уровню и качеству образования.

Примечательно, свой выбор профессии как результат профориентации никто из опрошенных не указал.

Анализ ответов на вопрос о планах на будущее показал, что 20% респондентов желает работать по выбранной специальности. 28% сомневаются в том, что они смогут найти работу по специальности, но не отказываются работать по ней. 30% собираются работать по специальности и продолжать обучение в высшем учебном заведении. И только 2% респондентов на этот вопрос ответили отрицательно. Все это позволяет надеяться на пополнение кадров специалистами, получившими специальную профессиональную подготовку.

Таким образом, образование все чаще воспринимается как необходимое условие получения работы, необязательно по осваиваемой специальности. Явно наблюдаются притязания учащейся молодежи к уровню и качеству образования. В большинстве случаев молодежь выбирает профессию не столько потому, что его привлекает именно содержание труда, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия - это лишь одно из средств зарабатывать и строить определенный образ жизни.

Нами также была предпринята попытка изучения мотивации выбора специальности и учебного заведения у студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса. Использовался метод случайной выборки. Опрошено 150 респондентов, из них 100 - студенты, обучающиеся на специальностях экономического факультета, 50 - студенты специальности «Социальная работа». Преобладающий возраст опрошенных респондентов 17-19 лет.

Анализ результатов проведенных исследований позволил сделать вывод, что многие выпускники школ пытаются поступить в вуз ради высшего образования «вообще», и только треть опрошенных желали приобрести именно эту специальность.

Тенденция получения любого высшего образования явно прослеживается у студентов первого курса. А вот среди студентов третьего курса больше половины заявили, что они желали приобрести именно эту специальность. Это может быть истолковано как профессиональная самоидентификация за годы обучения в вузе, что подтверждают и частные беседы со студентами.

Стоит обратить внимание также на то, что очень небольшой процент студентов, обучаясь в вузе, ценит то, что он академический, и все те возможности, которые перед ними открываются: квалифицированный преподавательский состав, предоставление аспирантуры, возможность научной деятельности.

Причины, по которым был выбран именно ЮРГУЭС, расположены респондентами по следующей оценочной шкале:

62% - легче всего поступить;

22% - недалеко от дома;

10% - престижный вуз;

5% - хороший преподавательский состав;

1% - этот вуз окончили родители.

Анализ ответов на вопрос о планах на будущее показал, что всего лишь треть респондентов экономического факультета твердо собираются работать по выбранной специальности. Почти половина опрошенных студентов сомневаются в том, что они смогут найти работу по специальности. И только 15% респондентов на этот вопрос ответили отрицательно. Более 60% опрошенных студентов специальности «Социальная работа» высказали намерение в будущем работать по специальности.

Опрос показал, что студенты специальности «Социальная работа» ориентированы не только на практическую деятельность в социальных службах, но и на сферу науки и образования - 30% опрошенных изъявили желание продолжить обучение в аспирантуре. Около 35% опрошенных студентов сомневаются, но не отказываются продолжить дальнейшее обучение.

Больше половины респондентов экономического факультета не хотят поступать в аспирантуру, т. к. в настоящее время в стране сложилось мнение о том, что наука и всё, что с ней связано, бесперспективно: труд учёных не оценивается должным образом. Поэтому новое поколение экономистов, скорее всего, предпочитает работать не в науке, а в коммерческих структурах. Но примерно треть опрошенных ещё не знает, что они выберут, т. к. для этого нужно не только желание, но и средства.

Данные исследования показывают, что социальная ориентация молодежи на вхождение в слой специалистов продолжает быть первичной по отношению к профессиональной. Студенты осознают, что от уровня образования зависит их будущее: заработок, образ жизни, социальный статус и т.д. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа становится в прямую зависимость от уровня его образования.

Преобладает инструментальное отношение к высшему образованию, когда основным критерием является рыночная востребованность профессии, а такие факторы, как академический статус вуза или квалифицированный преподавательский состав, сколько-нибудь заметной роли не играют. Образование воспринимается как необходимое условие получения работы, необязательно по изучаемой специальности.

Каждый четвертый молодой россиянин имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию жизненного самоопределения. В них присутствует широкий спектр установок на достижение «успеха» в жизни, от призрачной надежды выиграть крупную сумму до криминала. Тем самым расширяется пространство воспроизводства иррационального сознания. У одних - это нежелание работать, даже если заставляет нужда. Лучше ничего не делать, чем работать за копейки. У других - нежелание учиться, даже поступив в учебное заведение - «лучше купить диплом». У третьих - нежелание отказывать себе в сиюминутных удовольствиях, занимаясь бизнесом. Лучше промотать деньги, чем вложить в дело. Не получая моральных и правовых противовесов, подобное сознание находит отражение и в целях труда, и в выборе средств их достижения, часто не имеющих ничего общего с цивилизованным рынком. Происходит перераспределение интересов молодежи из сферы труда в сферу досуга и потребления.

Четко обозначилось противоречие между преемственностью и новаторством молодого поколения, между традиционными моделями воспроизводства молодежью исторического опыта и современными, отвечающими целям модернизации. Традиционно считается, что массовое сознание - наиболее инерционная сфера по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, в периоды резких, революционных преобра-зований система ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным сдвигам. Можно утверждать, что институциональные преобразования во всех других сферах необратимы только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется.

Строя планы на будущее, многие молодые люди не отдают себе отчета в том, что реальное будущее - это не будущее вообще, а будущее, определенным образом вытекающее из настоящего. Тем не менее, уже к 14-15 годам у человека сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности. Эти представления включают определенные жизненные притязания и согласуются с определенными сроками их реализации.

В целом в психологическом плане самоопределение студентов проходит довольно успешно. Преобладает личностное самоопределение, что соответствует задачам развития в юности и традиционно свойственно девушкам. Однако можно выделить некоторые проблемы. К ним относятся сложности профессионального самоопределения и нереалистичность профессиональных установок, а также неопределенность и малая дифференцированность будущего, несогласованность разных жизненных целей и отсутствие четкой программы достижения желаемого будущего. Все это свидетельствует о недостаточной готовности студентов к реальным трудностям и решению проблем самостоятельной жизни, что может стать причиной возникновения психологического кризиса после окончания вуза.

Включение России в мировые процессы, интеграция в экономическое, политическое и социально-информационное пространство индустриально развитых стран сопровождается научно-техническими, экономическими, социальными и культурными изменениями, в которых проявились качественные характеристики социокультурной динамики трансформируемого общества.

Изменение социокультурного, ценностного содержания профессии происходит в различных странах мира, что позволяет рассматривать их как проявление мировой тенденции. В то же время процессы эти не идентичны, что объясняется несовпадением ценностных смыслов и взглядов на место человека в социуме, ценности труда, жизненных философий.

Рыночная трансформация экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры. Молодежь не получает достаточных знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.

Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным. Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.

В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения. В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района.

В целом сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена следующими факторами:

– недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, вызывающих у работодателей сомнение относительно производительности труда молодого человека, претендующего на получение работы;

– нежеланием работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодых людей, не имеющих нужной предприятию профессии;

– необходимостью предоставления ряда льгот, предусмотренных законодательством в отношении подростков;

– отсутствием привычки работать в соответствии с правилами внутреннего распорядка, устанавливаемыми работодателями;

– увольнением молодых рабочих-юношей с предприятия в связи с призывом в Вооруженные силы и уходом молодых женщин в длительный отпуск в связи с рождением и воспитанием ребенка;

– совмещением значительной частью молодежи работы с учебой.

В этих условиях большое значение приобретает целенаправленная профессиональная ориентация молодежи.