Средства профессионального самосовершенствования. Эссе «Профессиональное самосовершенствование педагога

Елена Султанова
Эссе «Профессиональное самосовершенствование педагога»

Султанова Елена Сергеевна

Воспитатель дошкольной образовательной организации

Эссе «Профессиональное самосовершенствование педагога » .

Профессиональное самосовершенствование должно быть не обязанностью или формальностью, а образом мышления, полезной привычкой. Я считаю, что оно требует от человека осознанного, направленного, активного обучения. Такое обучение отличается от всех остальных форм, поскольку оно не назначено сверху. Человек сам решает, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать и т. д.

В связи с этим, я стремлюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень , осваивать инновации в области педагогики , методы и приемы работы с детьми, взаимодействие с родителями, а также делиться приобретенным опытом с коллегами.

Благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на достигнутом, активной жизненной позиции, коммуникабельности я стремлюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство , осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни .

Публикации по теме:

Эссе «Моё профессиональное кредо» Эссе. «Моё профессиональное кредо» Почему я выбрала профессию педагога? Что удерживает меня в ней? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Ответ.

Педсовет «Профессиональное мастерство педагога ДОУ» (деловая игра) Цель: провести анализ профессионального мастерства педагогов, выявить наиболее эффективные пути повышения мастерства педагогов;факторы положительно.

Профессиональное Эссе воспитателя Дети-радость государства. Настоящее богатство. Их воспитывать должны. Как надежду для страны. Детский сад- это удивительная страна, где каждый.

Эссе педагога-психолога Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только психолог знает, что такое.

Эссе «Миссия педагога» «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать свое сердце. Любить ребенка – миссия педагога» В. Н Сухомлинский Современная.

Эссе «Миссия педагога» Эссе «Миссия педагога» Дети – это чудо света, я увидела это сама. И причислила чудо это К самым чудным чудесам. Мы перед будущим в ответе.

Эссе «Миссия педагога» «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать свое сердце. Любить ребенка – миссия педагога» В. Н Сухомлинский С самого.

Эссе педагога Каждый день, приходя на работу, я нахожусь под пристальным вниманием детских глаз. И я имею такую счастливую возможность окунуться в эти.

Тема 5. Активные методы и средства профессионального саморазвития.

Вопросы.

Пути предупреждения профессиональных деформаций.

Каковы возможные пути профессиональной реа­билитации? Назовем основные из них:

■ повышение социально-психологической компетен­тности и аутокомпетентности;

■ диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодо­ления;

■ прохождение тренингов личностного и професси­онального роста;

■ рефлексия профессиональной биографии и разра­ботка альтернативных сценариев дальнейшего лич­ностного и профессионального роста;

■ профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

■ овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

■ повышение квалификации и переход в новую ква­лификационную категорию или на новую долж­ность.

1. Назовите факторы, обусловливающие возникновение профессиональных деформаций личности педагога.

2. Какие методы и приемы способствуют предупреждению профессиональных деформаций личности педагога?

Литература.

1. Сущность понятий «методы», «средства».

2. Методы профессионального саморазвития педагога.

3. Портфолио как личностно ориентированная технология профессионального саморазвития педагога.

1. Сущность понятий «методы», «средства».

МЕТОД (греч. methodos - путь, способ познания, исследова­ния) - способ построения и обоснования системы знаний; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительнос­ти, подчиненных решению конкретной задачи.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - материальные и природные объек­ты, используемые в учебно-воспитательном процессе в каче­стве носителя учебной информации, организации познаватель­ной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процес­са обучения и его тесной связи с жизнью; особенно большое значение они имеют при ознакомлении учащихся с новой тех­никой, технологией, передовыми методами труда.

Для активизации профессионального саморазвития педагогу не обойтись без специальных приемов, методик, технологий. Рассмотрим их.
1. Самоконтроль компетентности: Оценка знаний по психолого-педагогическим дисциплинам. Самоконтроль компетентности - процедура, которую желательно проводить если не постоянно, то как минимум периодически, не только с помощью самонаблюдения, но и посредством диагностического инструментария. На основе полученных результатов важно сделать правильный вывод о характере изменения своей профессиональной компетентности за последний период времени.
Оценка своих личностных профессионально важных качеств, например, таких, как критичность-самокритичность, уверенность-самоуверенность, зависимость-самостоятельность. Эти качества можно оценить у себя также с помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного поведения в значимых профессиональных ситуациях. Здесь также важно не просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается прогресс (положительная динамика), а в чем он отсутствует.
Определение причин как положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия: это позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап карьерного роста.



2. Инвентаризация перемен в работе и в себе. Процедура, которую необходимо проводить раз в квартал или как минимум раз в полгода. Суть ее в учете, анализе и систематизации всех изменений в задачах, содержании, требованиях выполняемой работы, с одной стороны, и тех изменений, которые за этот период произошли в собственной личности и профессиональной компетентности - с другой. Подобные оценки позволяют определить, насколько они соответствуют друг другу. Смысл этой процедуры состоит в том, чтобы своей профессиональной готовностью постоянно опережать уровень изменяющихся требований к решаемым задачам.

3. Умение учиться у других. Создание у себя установки на поиск и освоение нового в различных ситуациях, где могут быть интересная информация, полезные знания, новый опыт. Управление своими мотивационными установками обеспечивает высокий эффект развития даже в работе на традиционных совещаниях, семинарах и тем более в специально организованных формах обучения и развития. Примером такой установки на саморазвитие с помощью других является следующее положение одного из древних учений индийской философии: «Каждый другой человек - гуру (учитель), у которого можно научиться чему-нибудь полезному».

4. Таблица жизненных и профессиональных целей. Составление и периодическая коррекция содержания таблицы жизненных и профессиональных целей. Основные задачи методики состоят в том, чтобы: осознать как можно больше реальных мотивов и соответствующих целей поведения;
дифференцировать свои мотивы и цели на личностные (относящиеся в целом к жизни) и профессиональные; определить степень соответствия у себя жизненных и профессиональных мотивов, а затем уже провести осознанную их коррекцию.

5. Дневник достижений и неудач. Подробное или обобщенное описание ситуаций с анализом причин и факторов положительных и отрицательных результатов собственной деятельности. Помогает избегать ситуаций, когда повторно «наступают на одни и те же грабли», позволяет лучше осознавать, а также критично оценивать и систематизировать собственный опыт, делая практичные и правильные выводы.

6. Моделирование своего профессионального портрета. Процедура составления своей профессионально-психологической характеристики в виде наиболее ярких черт, как положительных, так и отрицательных, которые были продемонстрированы за какой-то период (например, последнюю неделю) или при решении какой-то ответственной задачи. Лучше всего использовать графические средства моделирования. В этом случае профессиональный портрет будет выглядеть как схематизированный рисунок с краткими словесными обозначениями. Данную процедуру следует проводить периодически, при этом желательно чередовать успешные и неудачные этапы работы, в которых менеджер выглядит по-разному и соответственно его профессиональный портрет будет существенно отличаться.

После составления модели с ней необходимо работать. Полезно сравнивать полученный портрет с предыдущими, можно планировать «косметические» изменения, проводить уточнения, выделять случайные и постоянные черты. Визуализация своих профессиональных качеств и компетенций позволяет более четко их осознать, лучше использовать и контролировать.

7. Развитие мотивации к управленческой деятельности. Здесь рекомендуются следующие методы самомотивирования: стремиться к целям, в том числе и перспективным, но жить сегодняшним днем, хорошо понимая, что настоящая жизнь всегда присутствует только здесь и сейчас;
брать на себя основную ответственность за мотивацию к жизни. Чем в большей степени человек ощущает себя причиной своего поведения, чем больше он самостоятелен в своих действиях и чем выше его личный вклад в деятельность, тем выше мотивированность и удовлетворенность;
учитывать, что организации и люди развиваются с помощью кризисов. Следует вырабатывать и соответствующее отношение к этому: кризис - это не конец, а этап, необходимый атрибут карьеры; он может и должен быть преодолен, но из него обязательно следует извлекать уроки. Сам кризис - средство личностного роста; учитывать, что мотивация к работе - лишь часть мотивации к жизни. Одна-единственная «мотивационная линия» личности, замыкающаяся исключительно на профессиональной сфере, является рискованной установкой. Если она терпит крах, наступает «мотивационный вакуум», приводящий к тяжелым последствиям утраты смысла жизни и личностным драмам.

Метод рефлексии.

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности педагог: принимаемых им решений, поведения в коллективе, работы в организации в целом, а также собственного развития.

Рефлексия - процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний, целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов.
Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности). Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения.

Рефлексия возникает у человека как результат определенного уровня развития мышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие деятельности и личности, включая само мышление, становятся объектом самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате личность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональной деятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Рефлексия имеет большое значение для человека в любой деятельности. Но особую роль она играет в сложной интеллектуальной работе и в тех ее видах, которые характеризуются сложным межличностным и групповым взаимодействием.
В качестве индивидуальной работы по развитию у себя способностей к рефлексии можно дать такие рекомендации:

Возьмите за правило возвращаться к анализу своих действий после важных событий, сложных ситуаций, принципиальных решений. Посмотрите на себя со стороны: как вы действовали в этих ситуациях, как выглядели в глазах других, можно ли было действовать более правильно, более эффективно, чем полезен опыт этого события, что следует учесть в дальнейшей работе?

Каждый рабочий день должен заканчиваться его ретроспективным анализом. После того как вы отдохнули, пробегите мысленным взором весь ваш рабочий день и остановитесь на тех эпизодах, которыми вы не вполне довольны, а также на тех, которые требуют дальнейшего обдумывания и действий. Попробуйте всем этим эпизодам рабочего дня дать оценку внешнего наблюдателя - как беспристрастный зритель.

Проверяйте свои представления, оценки, которые у вас сложились о других людях. Насколько они верны, в чем не точны, почему ошибочны? Это трудная задача, но в большинстве случаев решаемая, если вы умеете общаться и пользуетесь репутацией открытого человека. Если нет, то вам необходимо повысить коммуникативные компетенции. Это также один из способов развития способностей к рефлексии.

Чаще общайтесь с людьми, которые не похожи на вас, которых вам не всегда удается понять, которые часто придерживаются другой точки зрения. Любая попытка понять таких людей - это активизация своей рефлексии, а достижение успеха в понимании есть не что иное, как освоение еще одной рефлексивной позиции. Не бойтесь стараться понять другого, это не значит соглашаться с ним, но это предпосылка к тому, чтобы найти более эффективное решение или как минимум согласованное.

Используйте для анализа своей деятельности конкретные ситуации, в которых вы находитесь, с помощью приема «взгляд с высоты».

Наверное, вы согласитесь с мнением, что почти в каждой сложной или проблемной ситуации есть либо парадоксальность, либо комизм. Чтобы увидеть их, необходимо посмотреть на проблему совершенно в другом ракурсе, часто изменив внутреннюю оценочную позицию. Это высокий уровень рефлексии. Найти смешное в серьезном деле непросто, но это помогает по-новому сформулировать проблему, благодаря чему открывается путь к ее решению. Используйте этот прием. Юмор, парадоксальность или комизм есть в каждой фразе, но дополнительную остроту они приобретают в определенном контексте.

Освоив метод рефлексии, уже через полгода вы увидите, что стали лучше разбираться в людях, вас окружающих, да и в самих себе. Вы словно будете читать чужие мысли и предугадывать поступки. Но, что еще важнее, станете лучше понимать себя и вести себя более ровно, вы почувствуете в себе силу. Помните: рефлексия - мощное и в то же время тонкое оружие. Совершенствование его бесконечно. Использование его многообразно, как сама жизнь.

Самообразование и самосовершенствование молодого педагога-

путь к успешной профессиональной деятельности

В. Н. Вербицкая

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82»,

г. Кемерово

Учитель живет до тех пор, пока он учится;
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский

Педагог - одна из самых прекрасных профессий на свете. Дорога к знаниям - нелегкая и бесконечно увлекательная.

Каждый молодой педагог должен понимать, что с получением диплома о педагогическом образовании, его профессиональное образование только начинается. Одной из основных частей непрерывного образования педагогических работников является самообразование. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Самообразование педагога направлено на непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОС, на возможность в полной мере квалифицированно развивать универсальные учебные действия учащихся, четко и грамотно осуществлять учебно-воспитательный процесс выполняя Закон РФ «Об образовании».

С чего же нужно начать молодому учителю? Конечно, с изучения документации (положения, программы, и т.д.); изучения научно-педагогической литературы и методических рекомендаций (изученную теорию применять практически с учётом социальных, индивидуальных особенностей детей класса); участия во всех формах методической работы образовательного учреждения. Молодой педагог, мечтающий об успешной карьере, должен быть «зорким», чтобы увидеть рядом с собой главных своих помощников, коими могут стать коллеги по работе, учителя-стажисты. Именно их опыт нужно изучать и использовать, посещая уроки, участвуя в анализе открытых уроков, обмениваясь мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания. Молодому педагогу важно научиться использовать, психологические приёмы, позволяющие грамотно и плодотворно организовать учебный процесс, не унижающий детей, но настойчиво направляющий к цели. Эффективно взаимодействуя с высококвалифицированными педагогами молодой учитель постепенно становится компетентным учителем, коим быть уважительно, современно, почётно.

Самообразование – верный путь к успешной профессиональной деятельности молодого педагога и одна из форм профессионального самосовершенствования. В свою очередь, профессиональное самосовершенствование педагога – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Каковы же основные пути совершенствования педагога? Безусловно, это совершенствование педагогического мастерства и непрерывное пополнение педагогических знаний, которые достигаются путем самообразования. Это нравственное и физическое совершенствование, которое «идёт» параллельно с развитием общего кругозора и умением эффективно организовать свой рабочий день.

Современное общество предъявляет высочайшие требования к учителю. Каждый родитель желает, чтобы в класс, где учится его ребенок, вошел образованный, осведомленный в различных областях знаний, владеющий педагогической техникой и педагогическим тактом учитель. Сегодня от педагога требуется фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке, но при этом применение этих самых современных технологий не должно уничтожать личность ребёнка.

Постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства, творческое отношение к работе, владение методикой обучения и воспитания не могут остаться не заметными для учащихся и родителей. Поэтому, входя в класс, нужно помнить, что горящие глаза учителя, увлечённость своим предметом может иметь для маленького человека больший мотив в изучении предмета, чем страх быть наказанным или униженным. Молодой педагог изначально должен понимать, что учитель не только «даёт знания», но и речь учителя, внешний вид, моральные качества - образец поведения в обществе для юного гражданина.

Сегодня источников для самообразования и самосовершенствования молодого учителя множество: телевидение, газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), интернет, видео, аудио информация на различных носителях; курсы повышения квалификации; семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия. И ч ем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует начинающий учитель, тем скорее он станет успешным квалифицированным педагогом, обладающим широким кругозором. Учителю необходимо постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться, ведь учитель - вечный ученик.

С оветов начинающему педагогу можно дать множество, но педагогическая деятельность будет результативнее, если есть желание на начальном этапе установить свою собственную высокую планку, быть готовым к сотрудничеству и, главное, убедить себя, что ты способен изменить мир в лучшую сторону.

Показателем успешной профессиональной деятельности педагога, который находится в постоянном творческом поиске, и стремится «расти» на высоком уровне, будут его успешные и востребованные в современном мире ученики.

Опыт воспитательной деятельности высших учебных заведений утверждает, что эффективно решать вопросы подготовки будущих специалистов можно только при активном участии в этом процессе самих студентов, то есть самосовершенствования.

Профессиональное самосовершенствование - сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня собственной профессиональной компетенции и развития профессионально значимых качеств в соответствии с социальными требованиями, условий профессиональной деятельности и собственной программы развития.

Этот процесс основывается на психологическом механизме постоянного преодоления внутренних противоречий между имеющимся уровнем профессионализма ("Я - реальное профессиональное") и мнимым его состоянием ("Я - идеальное профессиональное»).

Профессиональное самосовершенствование будущего специалиста происходит в двух взаимосвязанных формах - самообразование и самовоспитание. Основным содержанием самообразования является совершенствование имеющихся у студента знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетенции. Самовоспитание - активная целенаправленная деятельность студента с систематического формирования и развития в себе положительных качеств и устранения негативных.

Рассматривая готовность личности к самообразованию как синтез внутренних условий, гарантирующих принципиальное осуществления этого процесса, выделяют четыре ее важные элементы (по В. Буряком):

1) целостный эмоционально-личностный аппарат (внутренняя потребность в самосовершенствовании, личностные ценности, эмоционально-волевой механизм, общие умственные способности и т.п.);

2) система знаний, умений, навыков по самообразованию, которую усваивает личность (полнота и глубина сформированности научных понятий, взаимосвязей между ними, умение соотносить научные понятия с объективной реальностью, понимание видностности знаний и необходимости уточнения их путем систематического познания и т.д.) ;

3) умения и навыки грамотно работать с основными источниками социальной информации, в частности книгами, библиографическими системами, автоматизированными информационно-поисковыми средствами, радио, телевидением, специализированными лектория (умение ориентироваться в больших объемах информации, выбирать главное, фиксировать его и т.п.);

4) система организационно-управленческих умений и навыков (ставить и решать задачи самообразования, планировать свою работу, умело распределяя время на различные обязанности, создавать благоприятные условия для деятельности, осуществлять самоконтроль, самоанализ результатов и характера самодеятельности).

В педагогическом процессе вуза В. Буряк выделяет три уровня готовности студентов к самообразованию.

На начальном уровне мотивы самообразования студентов преимущественно стихийные. Они не связывают личные потребности в самообразовании с общественными интересами. Знание по учебным дисциплинам имеют изолированный характер. Часто студенты не видят даже внутрипредметных связей между различными научными понятиями. Умение работать с источниками информации не систематизированы, часть студентов не использует их вообще. На этом уровне студенты не умеют самостоятельно организовывать самообразование, а могут лишь определенным образом добросовестно выполнять указания и рекомендации преподавателей.

Для среднего уровня свойственно стремление научиться самостоятельно ставить перед собой цели самообразования и качественно выполнять их. Студенты понимают необходимость связывать самообразование с интересами общества, но не всегда умеют четко сформулировать соответствующую цель. Знание по учебным предметам систематизированы, однако межпредметные связи еще не всегда четко понимании. Студенты умеют работать с основными источниками информации, но не всегда могут правильно применять их в самообразовательной деятельности. Они способны самостоятельно организовывать процесс самообразования и рационально его планировать.

Для высшего уровня характерны глубокое понимание личностью необходимости руководствоваться в самообразовании социально значимыми целями, умение четко сформулировать и стремление достичь их оптимальными способами. Знание личности имеют целостный характер. Они основываются на глубоком понимании наличии внутри- и межпредметных связей в науке. Каждый субъект самообразования умеет рационально применять разнообразные источники информации в своей деятельности, на научной основе оптимально управлять процессом самообразования от планирования к осуществлению замыслов и самоконтроля полученных результатов.

Эффективность педагогического процесса зависит от способности преподавателей педагогически грамотно управлять самообразованием студентов готовности воспитанников к самообразованию и соответствующего средства. Чтобы реализовать педагогическое управление, каждый преподаватель должен иметь такие способности и знания: быть инициативной, творческой личностью, убежденным сторонником самообразования, способным поднять воспитанников высокий уровень готовности к самообразованию; знать психолого-педагогические основы руководства учебной и самообразовательной деятельностью воспитанников, а также предмет самообразования личности; уметь грамотно спроектировать целостный педагогический процесс, максимально способствовать самообразовательной деятельности студентов, и эффективно его реализовать; иметь навыки управления реализацией в педагогической практике целостной системы средств, обеспечивающих переход от обучения к самообразованию и рост у воспитанников уровня готовности к самообразованию.

Человек совершенствуется иногда подсознательно. Неосознанное самовоспитания обычно имеет эпизодический характер, осуществляется без четкого плана и развернутой программы, снижает его результативность.

Значительно более высокой эффективностью характеризуется осознанное самовоспитания. Чтобы самовоспитания стало осознанным и профессионально направленным, будущий специалист должен почувствовать, оценить свою пригодность к выбранной профессии. Важная роль в этом принадлежит и учебному заведению. Основными его задачами по организации самовоспитания будущих специалистов являются: объяснение значения, актуальности процесса самовоспитания для всестороннего развития личности; воспитание умения адекватно оценивать себя; воспитание готовности к сотрудничеству со взрослыми, которые могут дать советы, рекомендации по вопросам самовоспитания.

Самовоспитания является длительным процессом, который проходит несколько этапов: самопознание, планирование, реализация плана (программы), контроль и регуляция.

1. Самопознание. На этом этапе студент проявляет свои способности и возможности, уровень развития. Самопознание осуществляется в следующих направлениях:

Самопознание себя в системе социально-психологических отношений в условиях учебной деятельности и тех требований, которые предусматривает эта деятельность;

Самопознание уровня компетентности и личных качеств, которое осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа поступков, поведения, результатов деятельности;

Критический анализ высказываний в свой адрес, самопроверка в различных условиях деятельности;

Самооценка, которая производится на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с поставленными требованиями, которая обеспечивает критическое отношение будущего специалиста к своим достижениям и недостаткам.

На основе самопознания и самооценки формируется решение о необходимости самовоспитания, создается модель будущей работы над собой.

На этапе самопознания целесообразно использовать самонаблюдение, самоанализ, самооценка.

Самонаблюдения заключается в наблюдении за своими действиями, поступками, мыслями, чувствами. Оно является необходимым условием контроля личности за своим поведением и деятельностью.

Самоанализ предполагает размышления над своим поведением, отдельными поступками. Его использование помогает раскрыть причины успехов или неудач, развивает самосознание и способствует самопознанию.

Самооценка является суждением человека о степени наличия у него определенных качеств, свойств и сопоставления их с определенным эталоном, образцом.

2. Планирование самовоспитания. Оно предусматривает:

Определение целей и основных задач на перспективу и на определенные этапы жизни и деятельности студента;

Разработка программы (плана) личного развития;

Определение, условий деятельности по самовоспитания (выработка собственных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).

Хорошо спланированная работа над совершенствованием своей личности является залогом результативности самовоспитания. План должен быть конкретным по содержанию, с четкой последовательностью выполнения заданий.

На этом этапе работы над собой используют самозобовьязання (письменно оформлены обязательства перед собой определенный период достичь определенных результатов: воспитание в себе конкретных положительных качеств, искоренение пороков и тому подобное; могут быть оформлены и как собственные правила поведения); личный план работы над собой (предусматривает систему мероприятий, направленных на формирование в себе определенных личностных качеств, необходимых будущему специалисту) программу самовоспитания (предполагает раскрытие содержания работы студента над совершенствованием своей личности на длительный период); девиз жизни (точно сформулирована жизненная цель, жизненное кредо, которое определяет повседневное поведение личности).

3. Реализация программы самовоспитания. Она предусматривает использование таких приемов самовоспитания, как само убеждения, самовнушение, Самопоощрение, самоосуждение, самоприказ и др.

Самопереконування заключается в том, что студент в конкретной ситуации ищет аргументы, чтобы убедиться в правильности или неправильности своих действий. К самоубеждении прибегают в тех случаях, когда, приняв какое-то предложение, указание, приказ, человек из-за нехватки решимости не действует в соответствии с ними.

Самовнушение является психическим воздействием человека на себя путем повторения мысленно или вслух определенных суждений до полного овладения собой («Я смогу спокойно выслушать замечания»).

К Самопоощрение прибегают при необходимости преодолеть негативные черты характера.

Самоосуждение является проявлением недовольства своими действиями, поступками, поведением. Угрызения совести пробуждают сознание, вызывают внутреннее волнение и чувство вины. Самоосуждение приводит желание избавиться от недостатков в поведении.

Самоприказ заключается в принятии личностью решение никогда не отступать от существующих принципов.

Сущность деятельности студента на этапе реализации программы самовоспитания заключается в том, что он контролирует работу над собой, вполне держит ее в поле своего сознания (рефлексии) и на этой основе своевременно выявляет отклонения реализуемой программы от заданной, предотвращает их, вносит соответствующие коррективы в план дальнейшей работы.

4. Контроль и регуляция самовоспитания. На этом этапе применяют приемы самоконтроля, самоотчета, само оценки.

Самоконтроль является одним из видов осознанной регуляции человеком собственного поведения и деятельности с целью обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, требованиям, правилам, образцам.

Самоотчет заключается в отчетности личности перед собой в различных формах (мысленно, дневник и т.д.) о выполнении взятых обязательств, реализацию плана и программы самовоспитания.

Эффективность самовоспитания будущего специалиста во многом зависит от педагогического руководства этим процессом. Под педагогическим руководством самовоспитанием студентов понимают оптимальную организацию их жизнедеятельности, акцентирование их внимания на вопросах саморазвития, ответственности за себя, свое сегодняшнее и будущее, а также стимулирование самовоспитуемой деятельности во время учебно-воспитательного процесса. Педагогическое руководство следует осуществлять в следующих направлениях:

Постоянное изучение индивидуальных особенностей студентов, распространение лучшего опыта их работы над собой;

Разъяснение студентам современных требований к личности специалиста высшей квалификации; значение профессионального самосовершенствования и определения конкретных задач по самообразованию и самовоспитания;

Ознакомление студентов с эффективными приемами работы над собой;

Формирование позитивного общественного мнения, стимулирование процесса самовоспитания;

Контроль и помощь студентам в работе над самосовершенствованием;

Привлечение студентов к различным видам деятельности, которые способствуют интенсификации процесса самовоспитания;

Создание необходимых условий для систематической целенаправленной работы студентов над собой.

Ориентиром в планировании студентами процесса профессионального самовоспитания является квалификационная характеристика специалиста, на основе которой следует выстраивать программу индивидуальной самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Требования к современному специалисту должны соответствовать потребностям. Они предусматривают: высокий профессионализм в выбранной сфере; инновационный характер мышления и готовность к изменениям; навыки управленческой деятельности; личную творческую направленность, готовность обеспечивать условия не только для своего творческого потенциала, а при необходимости - для потенциала подчиненных; способность понимать других людей, их стремления, мотивы, интересы и т.д.; высокие духовные и нравственные идеалы и убеждения; высокую политическую, правовую и экономическую культуру; системное мышление, которое предполагает психологическую готовность, способность и навыки системного подхода к проблемным ситуациям; готовность брать на себя ответственность; коммуникативность, деловитость, способность к межличностного и управленческого общения; владение одной из самых распространенных иностранных языков; знание компьютерной техники и др.

В процессе профессионального самосовершенствования студентов важно учитывать и развивать их профессиональную направленность, то есть личное стремление применить свои знания, опыт, способности в сфере выбранной профессии. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, интерес к ней, желание совершенствовать материальные и духовные потребности, работать по специальности. Профессиональная направленность предполагает принятие целей и задач профессиональной деятельности, интересов, идеалов, установок, убеждений, взглядов, которые ей присущи.

Положительные изменения в содержании профессиональной направленности проявляются в том, что укрепляются мотивы, связанные с будущей профессией (стремление хорошо выполнять свои деловые обязанности, показать себя образованным, умелым специалистом), растут потребности успешно решать сложные учебные вопросы, задачи, усиливаются чувства ответственности, желание добиться успеха на работе.

С целью обеспечения активного участия студентов в воспитательном процессе, широкого стимулирования их к самосовершенствованию и самовоспитания, по мнению М. Соловья и В. Демчука, целесообразным было бы внедрение в практику работы вузов личного творческого "портфеля" каждого студента. Такой «портфель» (портфолио) является пакетом документов, которые отражают процесс и результативность личностного и профессионального роста студента. Творческий "портфель" студента, аналогом которого является, например, Европейский языковой портфель может включать следующие составляющие:

Личностный творческий паспорт (перечень официальных документов об образовательных достижения (свидетельства, сертификаты об окончании учебных программ, курсов и т.д.), общекультурные и профессиональные успехи (дипломы, грамоты о победе в студенческих олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научных работ, смотрах художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях) публикации, авторские изобретения и т.д.);

Личностная творческая биография (опыт участия студента в работе научных кружков, коллективов художественной самодеятельности, спортивных секций, органов студенческого самоуправления и т.п.; результативность этой деятельности, ее влияние на становление студента как личности и будущего специалиста)

Личностное творческое досье (примеры различных материалов студента, больше отражают его творческие достижения (описания педагогических идей, разработки учебных занятий, воспитательных упражнений) индивидуальные творческие работы (фотографии, рисунки и т.д.)).

Создание такого "портфеля", постоянное его пополнение, регулярное самооценки студентом результативности своей деятельности, тактичное оценки его личностного и профессионального роста со стороны преподавателя (куратора) позволят будущему специалисту стать активным субъектом учебно-воспитательного процесса, непрерывного обучения, самосовершенствования, самовоспитания в течение всей жизни. Такая инновация будет эффективным средством в формировании у каждого студента ответственности за свой уровень профессиональной подготовки.

Таким образом, эффективное самосовершенствования будущих специалистов возможно только при тесном сотрудничестве студентов и педагогического коллектива вуза, проникнутой взаимным уважением и верой в человека.

Профессиональное самосовершенствование педагога – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.
Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности педагога, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:
общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
владение методикой обучения и воспитания;
любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям;
творческое отношение к работе;
знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Нужной личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого педагога к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований педагог будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я - идеальное профессиональное»). Чем больше педагог отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.
Профессиональное самосовершенствование педагогов осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.
Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.
Основные направления самосовершенствования педагога:
- непрерывное пополнение педагогических знаний;
- совершенствование педагогического мастерства;
- расширение общего кругозора;
- нравственное и физическое совершенствование;
- умение эффективно организовать свой рабочий день.
Исходный момент самосовершенствования - самопознание, непосредственное и опосредованное.
Основные приемы непосредственного самопознания - самонаблюдение,
самоанализ, самооценка.
Приемы опосредованного самопознания:
- сравнение результатов самонаблюдения с отношением к себе со
стороны;
- сопоставление себя с другими;
- анализ резервов собственной деятельности.
Методы и приемы самовоздействия:
- самоубеждение;
- самоободрение;
- самоприказ;
- самоконтроль;
- самоинструкция: сознательно данная себе установка, как строить
свое поведение в конкретной ситуации;
- самовнушение.

Совершенствование педагогического мастерства .
Педагогическое мастерство предполагает:
- способности к педагогической деятельности;
- широкие профессиональные знания;
- культуру владения педагогической техникой.
Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях:
- познавательных;
- конструктивных;
- организаторских;
- коммуникативных.
Познавательные умения включают в себя:
- умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
- способность анализировать собственную деятельность;
- наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания;
- способность контролировать свое физическое и техническое состояние.

Основное состояние самообразовательной работы - постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии.
Необходимое условие успешного самообразования
- умение ориентироваться в потоке научной информации. Источники
такой информации - справочно-библиографические издания
Совершенствование конструктивных умений.

Конструктивная деятельность учителя включает умения:
- формировать цели и задачи педагогического процесса;
- планировать системы работ и последовательность действий учащихся;
- отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (уроков,
воспитательных мероприятий);
- составлять планы конкретных дел.
Для развития этих умений необходимо:
- знание своего предмета и методов его преподавания;
- знание педагогической теории и психологии;
- широкий научный и культурный кругозор;
- педагогическое воображение, способность предвидеть последствия
и результаты своей деятельности.
Организаторские умения проявляются в способностях:
- ставить цели перед собой и детьми;
- планировать деятельность;
- делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
- создавать положительную установку на предстоящую деятельность;
- контролировать и оценивать исполнение.
Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе.
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений с учащимися и их родителями, с коллегами.
Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
- учиться понимать другого человека, "читать" по лицу, тону, жестам, мимике;
- совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру;
- изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения.

Целью профессионального самосовершенствования является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного педагога . Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.

(Статья подготовлена учителем географии и биологии МОУ СОШ №20 Бражник О.П.)